Техника как феномен действительности человеческого бытия
3
вершенно слепыми к ее существу» [2, с. 221]. Важно понять существо
техники не как внешней искусственной среды в качестве существую-
щих артефактов, но осмыслить суть техники как метафизического эле-
мента бытия человека, его действительного существования. Понять фе-
номен техники, становящийся не только реальной силой, но и мощным
средством самоутверждения человеческого бытия, и отвоевавший ныне
самостоятельные позиции в мире, невозможно вне осмысления того,
что может быть названо топологией техники [3, с. 68].
Речь идет не столько о некоторых пространственных локусах,
сколько о топологии смыслов, которые фундируют и делают воз-
можным сам феномен, получивший наименование «техника». Слож-
ность анализа продиктована прежде всего тем, что техника не явля-
ется объектом природы, но уже не принадлежит пространству субъ-
ектно-объектной детерминации в современном мире, а превращается в
самостоятельную сферу, с присущей ей внутренней логикой развития.
Сфера технореальности определяет уже и собственное человеческое
бытие в качестве действующей силы. Инструментальный подход про-
низывает и обусловливает антропосоционатурный комплекс того, что
мы называем сегодня миром. Эффект искусственности, сделанности ор-
ганично входит в структуру человеческих связей и отношений, форми-
руя среду артефактов. Артефакты как нечто искусственно изготовлен-
ное, воспроизводимые конструкты конституируют действительность,
называемую миром человеческого существования. В плане продуциру-
емости как результата некоторого активного приложения мы имеем де-
ло с материальными и идеальными артефактами. Материальные арте-
факты выступают средствами преобразовательной деятельности и несут
информацию, необходимую для создания других артефактов [4, с. 37].
Идеальные артефакты как результат деятельности сознания накаплива-
ют в себе некие кумулятивные смыслы. Этот аспект получает особое
значение и актуальность ныне.
Понятие действительности как сферы артефактов является базисной
компонентой феномена техники, имеющей, как мы уже отметили, внут-
реннюю логику развития и становящейся, по сути, самостоятельной си-
лой и средой обитания человека. Позитивное начало этого процесса
обусловило небывалый научно-технический прогресс современного
общества, связанный с компьютерной или информационной революци-
ей, с применением инновационных разработок, нанотехнологий. Тем
самым внутренняя логика некоторого имманентного движения техно-
сферы требует и приводит к актуализации не только действительного и
возможного. Наращивание сферы артефактов ведет к негации реально-
сти мира, так называемой естественной среды, продуцируя новые ми-
ровые порядки, точнее сказать, виртуальные миры, которые становятся
адаптивным местом жизни человека.