Т.В. Торубарова, А.П. Петенин
6
субъектом, но, воздействуя на вещи, имплицирует в артефактах соб-
ственно человеческое содержание (творчество, ценностные ориентации
и т. п.), в результате чего искусственная сфера не является пассивным
фактором преломления и отражения человеческой активности, оказы-
вает воздействие на человека, изменяя не только условия его существо-
вания, но и человеческое сознание, ведет к трансформации самой сущ-
ности человека. Превращаясь в самостоятельную силу, техника требу-
ет уже адекватного ей и ею же «созданного» субъекта — «киборга»,
робота и т. п. Под вопрос ставится существование человека как биоло-
гического вида, т. е. человека, способного к самосохранению. Техника
становится не только адаптивным местом присутствия человека в мире,
создающим комфортные условия существования, но и местом отчуж-
дения человека от своей собственной сущности. Он в своем бытии ока-
зывается детерминирован логикой развития техносферы, все более де-
монстрирующей свою самостоятельность. Вот почему важно в данном
контексте проблематизации человеческого бытия апеллировать, прежде
всего, к феномену личностной ответственности, вменяемости субъекта
технического действия. Важно сохранить и обеспечить сферу артефак-
тов как контролируемую среду, изменить саму суть отношений «чело-
век — техника». В основе многообразия связей такого рода отношений
должны быть не столько власть, господство, сила, потребление, веду-
щие к разрушению, сколько созидательное начало, в основе которого
лежит осмысленное, этически регулируемое поведение. Человек есть
демиург, а не придаток или сфабрикованная «модель» мира техники.
Важно сохранить баланс между человеком и техникой как средой, сим-
волизирующей и запечатлевающей сущность демиургийного, созида-
тельного, творческого начала человеческого бытия. Техника — неотъ-
емлемая часть жизни современного человека, без которой его просто
нет. Речь идет не просто о вещественных субстратах, так называемом
теле техники, которая сама по себе еще не может быть названа техни-
кой в собственном смысле этого слова, но об идеальной составляющей
этого процесса. Имплицированность идеальной компоненты, техноло-
гии, конституирует технический статус продукта. Поэтому проблема
заключается в характере функционирования этого сложного образова-
ния техносферы.
Целерациональный способ деятельности человека, насаждающий
всюду технократизм как таковой, должен уступить место духовно-
нравственным регулятивам, ведущим к оптимизации процесса. Через
технику и благодаря ей должно осуществляться не отчуждение чело-
века от своей собственной сущности, ведущей к его перерождению,
а самообнаружение и раскрытие новых граней, феноменов человече-
ского бытия, его потенциальных возможностей. Техника должна
быть не средством саморазрушения человека, а действенной состав-