Background Image
Previous Page  6 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 10 Next Page
Page Background

Т.В. Торубарова, А.П. Петенин

6

субъектом, но, воздействуя на вещи, имплицирует в артефактах соб-

ственно человеческое содержание (творчество, ценностные ориентации

и т. п.), в результате чего искусственная сфера не является пассивным

фактором преломления и отражения человеческой активности, оказы-

вает воздействие на человека, изменяя не только условия его существо-

вания, но и человеческое сознание, ведет к трансформации самой сущ-

ности человека. Превращаясь в самостоятельную силу, техника требу-

ет уже адекватного ей и ею же «созданного» субъекта — «киборга»,

робота и т. п. Под вопрос ставится существование человека как биоло-

гического вида, т. е. человека, способного к самосохранению. Техника

становится не только адаптивным местом присутствия человека в мире,

создающим комфортные условия существования, но и местом отчуж-

дения человека от своей собственной сущности. Он в своем бытии ока-

зывается детерминирован логикой развития техносферы, все более де-

монстрирующей свою самостоятельность. Вот почему важно в данном

контексте проблематизации человеческого бытия апеллировать, прежде

всего, к феномену личностной ответственности, вменяемости субъекта

технического действия. Важно сохранить и обеспечить сферу артефак-

тов как контролируемую среду, изменить саму суть отношений «чело-

век — техника». В основе многообразия связей такого рода отношений

должны быть не столько власть, господство, сила, потребление, веду-

щие к разрушению, сколько созидательное начало, в основе которого

лежит осмысленное, этически регулируемое поведение. Человек есть

демиург, а не придаток или сфабрикованная «модель» мира техники.

Важно сохранить баланс между человеком и техникой как средой, сим-

волизирующей и запечатлевающей сущность демиургийного, созида-

тельного, творческого начала человеческого бытия. Техника — неотъ-

емлемая часть жизни современного человека, без которой его просто

нет. Речь идет не просто о вещественных субстратах, так называемом

теле техники, которая сама по себе еще не может быть названа техни-

кой в собственном смысле этого слова, но об идеальной составляющей

этого процесса. Имплицированность идеальной компоненты, техноло-

гии, конституирует технический статус продукта. Поэтому проблема

заключается в характере функционирования этого сложного образова-

ния техносферы.

Целерациональный способ деятельности человека, насаждающий

всюду технократизм как таковой, должен уступить место духовно-

нравственным регулятивам, ведущим к оптимизации процесса. Через

технику и благодаря ей должно осуществляться не отчуждение чело-

века от своей собственной сущности, ведущей к его перерождению,

а самообнаружение и раскрытие новых граней, феноменов человече-

ского бытия, его потенциальных возможностей. Техника должна

быть не средством саморазрушения человека, а действенной состав-