Т.В. Торубарова, А.П. Петенин
4
Человек конструирует мир как таковой в перспективе действи-
тельных проекций и получает возможность конструировать самого
себя. Но не всегда результаты такого процесса являются для нас оче-
видными. К чему это ведет? Прежде всего, к изменению сущности
человека, забывающего о специфике своей собственной человече-
ской природы, обусловленной феноменом человеческого как таково-
го. Это проблема, которую так блестяще осознавал и раскрывал
И. Кант в своем труде «Критика чистого разума», призывая челове-
ческий разум к вменяемости, ответственности, пониманию возмож-
ностей своей природы, определяемых человеческой познавательной
способностью. И ныне этот пафос звучит с новой силой в действи-
тельности, в коей человек оказывается придвинут к последним гра-
ницам своего собственного существования. Проблемой становится
не только человек, но и мир как место пребывания человека, как
«родной дом человеческого бытия» [5, с. 61–80]. Господство челове-
ка над природой, достигаемое им с помощью науки и техники, созда-
ет пространство магического самоутверждения человеческого бытия
как распорядителя смыслов всего сущего. Овладение с помощью
техники природным порядком всего сущего требует, как говорил
Ф. Бэкон, овладения предметом через познание его собственной ло-
гики существования [6, с. 82]. Сейчас бы мы сказали об овладении
природными энергиями с целью подчинения и утверждения власти и
могущества человека. Власть над природой, достигаемая с помощью
техники, движимая со времен основателя науки Нового времени си-
лой и духом завоевания и овладением в своей практической направ-
ленности, ныне ведет к деятельному преобразованию уже в плане-
тарном масштабе изначальных форм мирового целого. Подобная по
истине хищническая ориентированность в своей антропоцентриче-
ской перспективе превращает земной порядок не столько в ноосферу,
сколько подчас (в самых ключевых аспектах) в «озоновую дыру»,
ставя человека на грань выживания. Человек оказывается в ситуации,
которую он, по сути, и создал, движимый волей к власти и могуще-
ством над всем сущим, подчиняя и радикально преобразуя мировой
порядок. Эта ситуация приобретает самостоятельную логику, оказы-
ваясь средой, которую человек не в состоянии полностью контроли-
ровать в ее разрушающем действии. Поистине планетарный, гло-
бальный масштаб проблемы требует от нас пересмотра сущности от-
ношений «человек — техника», т. е. отношений человека и так
называемой техносферы. Об исходных составляющих, определяющих
логику такого рода процесса, трактуемого в мировоззренческом эквива-
ленте как механицизм, пишет А.Г. Погоняйло в книге «Философия за-
водной игрушки, или Апология механицизма»: «…философия механи-
цизма с самого начала, задолго до Kaнтa, зарождается как критическое