Background Image
Previous Page  4 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 10 Next Page
Page Background

Т.В. Торубарова, А.П. Петенин

4

Человек конструирует мир как таковой в перспективе действи-

тельных проекций и получает возможность конструировать самого

себя. Но не всегда результаты такого процесса являются для нас оче-

видными. К чему это ведет? Прежде всего, к изменению сущности

человека, забывающего о специфике своей собственной человече-

ской природы, обусловленной феноменом человеческого как таково-

го. Это проблема, которую так блестяще осознавал и раскрывал

И. Кант в своем труде «Критика чистого разума», призывая челове-

ческий разум к вменяемости, ответственности, пониманию возмож-

ностей своей природы, определяемых человеческой познавательной

способностью. И ныне этот пафос звучит с новой силой в действи-

тельности, в коей человек оказывается придвинут к последним гра-

ницам своего собственного существования. Проблемой становится

не только человек, но и мир как место пребывания человека, как

«родной дом человеческого бытия» [5, с. 61–80]. Господство челове-

ка над природой, достигаемое им с помощью науки и техники, созда-

ет пространство магического самоутверждения человеческого бытия

как распорядителя смыслов всего сущего. Овладение с помощью

техники природным порядком всего сущего требует, как говорил

Ф. Бэкон, овладения предметом через познание его собственной ло-

гики существования [6, с. 82]. Сейчас бы мы сказали об овладении

природными энергиями с целью подчинения и утверждения власти и

могущества человека. Власть над природой, достигаемая с помощью

техники, движимая со времен основателя науки Нового времени си-

лой и духом завоевания и овладением в своей практической направ-

ленности, ныне ведет к деятельному преобразованию уже в плане-

тарном масштабе изначальных форм мирового целого. Подобная по

истине хищническая ориентированность в своей антропоцентриче-

ской перспективе превращает земной порядок не столько в ноосферу,

сколько подчас (в самых ключевых аспектах) в «озоновую дыру»,

ставя человека на грань выживания. Человек оказывается в ситуации,

которую он, по сути, и создал, движимый волей к власти и могуще-

ством над всем сущим, подчиняя и радикально преобразуя мировой

порядок. Эта ситуация приобретает самостоятельную логику, оказы-

ваясь средой, которую человек не в состоянии полностью контроли-

ровать в ее разрушающем действии. Поистине планетарный, гло-

бальный масштаб проблемы требует от нас пересмотра сущности от-

ношений «человек — техника», т. е. отношений человека и так

называемой техносферы. Об исходных составляющих, определяющих

логику такого рода процесса, трактуемого в мировоззренческом эквива-

ленте как механицизм, пишет А.Г. Погоняйло в книге «Философия за-

водной игрушки, или Апология механицизма»: «…философия механи-

цизма с самого начала, задолго до Kaнтa, зарождается как критическое