Т.В. Торубарова, А.П. Петенин
2
длительного времени τεχνη было наименованием всякого узнавания;
оно призвано также придавать зримость сущему как таковому. Τεχνη
подразумевает все как изготовление в самом широком смысле и
направляющее его «познавание». Такого рода умение, характеризу-
ющее сущность античного понятия «тэхнэ», никоим образом не
предполагало практическое, действенное отношение ко всему суще-
му. Оно также не есть искусство преобразования человеком реаль-
ности, мира как такового и самого себя. Утверждение данного пово-
рота в сфере фундаментальной мысли связано с формированием ме-
тафизической позиции классической новоевропейской философии,
развертывающейся в горизонте утверждения антропоцентризма. Та-
кого рода мировоззренческий горизонт, формирующийся в эпоху
Возрождения, конституирует человека и закрепляет за ним статус
первичной реальности и творца всего сущего. Но если деятельность
ренессансного человека несет на себе магический ареол все еще це-
лостной Вселенной, то уже в Новое время недифференцируемый
континуум сознания сменяется аналитической картиной мира, где
методический рационализм в его действенной, технической направ-
ленности становится ключевым подходом человека ко всему сущему.
Отныне он призван осуществлять свое назначение в мире с позиции
практического, действенного отношения, в основе которого лежит
инструментальная, экспериментальная преобразующая активность,
редуцирующая реальность мира в действительность артефактов, ре-
зультирующих могущество и власть человека над сущим как тако-
вым. Основными условиями жизни человека становятся так или ина-
че понимаемые инструментальность, полезность, эффективность,
ориентированные на фундаментальное изменение не только окру-
жающей реальности, но и человеческого бытия. Сама техника есть
instrumentum. В основе отношения человека к чему бы то ни было
лежит элемент τεχνη, из которого развертывается и которым регули-
руется теперь действительность человеческого бытия. Техническая
составляющая определяет и фундирует самое существование челове-
ка в качестве основной детерминанты.
Вот почему необходимо осмыслить наше отношение к тому, что
есть техника и как она есть. В этой связи обратимся к рассуждению
М. Хайдеггера, утверждающего, что «…сущность техники вовсе не есть
что-то техническое. Мы поэтому никогда не осмыслим своего отноше-
ния к сущности техники, пока будем просто думать о ней, пользоваться
ею, управляться с нею или избегать ее. Во всех этих случаях мы еще
рабски прикованы к технике, безразлично, энтузиастически ли мы ее
утверждаем или отвергаем. В самом злом плену у техники, однако, мы
оказываемся тогда, когда усматриваем в ней что-то нейтральное; такое
представление, в наши дни особенно распространенное, делает нас со-