Background Image
Previous Page  2 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 10 Next Page
Page Background

Т.В. Торубарова, А.П. Петенин

2

длительного времени τεχνη было наименованием всякого узнавания;

оно призвано также придавать зримость сущему как таковому. Τεχνη

подразумевает все как изготовление в самом широком смысле и

направляющее его «познавание». Такого рода умение, характеризу-

ющее сущность античного понятия «тэхнэ», никоим образом не

предполагало практическое, действенное отношение ко всему суще-

му. Оно также не есть искусство преобразования человеком реаль-

ности, мира как такового и самого себя. Утверждение данного пово-

рота в сфере фундаментальной мысли связано с формированием ме-

тафизической позиции классической новоевропейской философии,

развертывающейся в горизонте утверждения антропоцентризма. Та-

кого рода мировоззренческий горизонт, формирующийся в эпоху

Возрождения, конституирует человека и закрепляет за ним статус

первичной реальности и творца всего сущего. Но если деятельность

ренессансного человека несет на себе магический ареол все еще це-

лостной Вселенной, то уже в Новое время недифференцируемый

континуум сознания сменяется аналитической картиной мира, где

методический рационализм в его действенной, технической направ-

ленности становится ключевым подходом человека ко всему сущему.

Отныне он призван осуществлять свое назначение в мире с позиции

практического, действенного отношения, в основе которого лежит

инструментальная, экспериментальная преобразующая активность,

редуцирующая реальность мира в действительность артефактов, ре-

зультирующих могущество и власть человека над сущим как тако-

вым. Основными условиями жизни человека становятся так или ина-

че понимаемые инструментальность, полезность, эффективность,

ориентированные на фундаментальное изменение не только окру-

жающей реальности, но и человеческого бытия. Сама техника есть

instrumentum. В основе отношения человека к чему бы то ни было

лежит элемент τεχνη, из которого развертывается и которым регули-

руется теперь действительность человеческого бытия. Техническая

составляющая определяет и фундирует самое существование челове-

ка в качестве основной детерминанты.

Вот почему необходимо осмыслить наше отношение к тому, что

есть техника и как она есть. В этой связи обратимся к рассуждению

М. Хайдеггера, утверждающего, что «…сущность техники вовсе не есть

что-то техническое. Мы поэтому никогда не осмыслим своего отноше-

ния к сущности техники, пока будем просто думать о ней, пользоваться

ею, управляться с нею или избегать ее. Во всех этих случаях мы еще

рабски прикованы к технике, безразлично, энтузиастически ли мы ее

утверждаем или отвергаем. В самом злом плену у техники, однако, мы

оказываемся тогда, когда усматриваем в ней что-то нейтральное; такое

представление, в наши дни особенно распространенное, делает нас со-