В.Г. Родионова
18
нарастающим «сжатием» и потерями альтернативных социально-
экономических выгод. Процесс формирования, аккумулирования и рас-
пределения финансовых ресурсов, по определению, имеет вторичный
характер. Известно также, что раньше и во многом до настоящего вре-
мени для финансирования отечественной космонавтики практически не
было иных ресурсов, кроме бюджетного финансирования. Приращение
совокупного общественного дохода (СОП) в народном хозяйстве быв-
шего СССР и дохода бюджета явно и/или неявно формировались за счет
прямого регулирования соотношений фонда зарплаты и цен, ограничи-
вая рост личных трудовых доходов и личного потребления, где могли
иметь место лишь приращения, именуемые в доктрине мультипликато-
ра «отрицательными сбережениями». В реальной практике сжатие
мультипликативного эффекта всегда имеет вид чувствительного для
владельца явного или неявного «отрицательного сбережения» при низ-
ких личных доходах и недопотреблении, измеряемых «в единицах зара-
ботной платы» (Кейнс). В конечном счете проявление подобных про-
цессов обнаруживается в эффектах отставания и «сжатия» инвестиций и
занятости в альтернативных социально-экономических сферах.
В порядке предварительных выводов
и в связи с рассмотренными
вопросами можно отметить, что использование доктрины мультиплика-
тора в подходах к оценке результатов деятельности космической сферы
в целом не лишено смысла, поскольку содержит схожесть не достаточ-
но изученных современной наукой множительных эффектов масштаб-
ного технологического обновления промышленности, начало которого
относится ко второй половине 50-х гг. ХХ в. В этих процессах косми-
ческие технологии выполняли ключевую роль, поскольку определяли
облик и содержание индустриальных преобразований. Однако в этом
лишь одна, хотя и существенная сторона позитивных мультипликатив-
ных оценок финансирования космической сферы. Другая сторона каса-
ется мультипликативного социально-экономического «сжатия» в иных
сферах, эффект которого всегда связан с формами, причинами и в итоге
с показателями благосостояния населения, уровнем автономного по-
требления и «отрицательных сбережений». Следовательно, оценивание
мультипликативных эффектов следует рассматривать как в связи с
мультипликативными эффектами бюджетно-финансовых затрат, так и в
значительно более широком плане оценивания результатов деятельно-
сти космической сферы. Применительно к космической сфере и ее от-
раслям требуется обоснованная конкретизация «прагматических» це-
лей, сопряженных с конкретизацией результатов ее деятельности.
В этой связи регулятивная государственная политика не исчерпывается
распределительно-бюджетным финансированием или поиском альтер-
нативных (например, частных) источников финансирования космиче-
ской сферы. Исследования и дискуссии многих авторов показывают,