Мультипликативный эффект как метод оценки эффективности…
9
типликатора представляют собой функцию от психологических склон-
ностей населения…. Можно считать, что
существует закон
, согласно
которому расширение занятости, непосредственно связанное с инвести-
циями, неизбежно должно оказать стимулирующее влияние и на те от-
расли, которые производят потребительские блага, и, таким образом,
повести к увеличению совокупной занятости, причем такое увеличение
превосходит прирост первичной занятости, непосредственно связанной
с дополнительными инвестициями» [4, с. 134–135]. Владельцы личных
доходов, например, в домохозяйствах, т. е. семьях, как и в деловых
предприятиях, принимают решения исключительно субъективно и в
зависимости не только от размера накоплений и сберегаемой части
дохода, но и с учетом ожиданий
меняющейся общеэкономической
ситуации. Дж.М. Кейнс назвал специфику экономического поведения
владельцев доходов и инвесторов основным
психологическим зако-
ном «однонаправленной несоразмерности».
Сущность закона в том,
пишет Дж.М. Кейнс, что люди склонны, как правило, увеличивать
свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой рас-
тет доход. При сокращении дохода потребление также сокращается,
но не настолько, насколько снижается доход. Со снижением дохода
потребление уменьшается, но в меньшей мере, чем снижается доход.
Специфика экономического поведения владельцев доходов и инве-
сторов проявляется в масштабности влияния реально формируемых
пропорций деления доходов на текущее
потребление, сбережения,
которые в конечном счете оказывают решающее влияние на сово-
купный потенциал инвестиций в экономику
.
MPC
и
MPS
как модель анализа автономного потребления и
автономных затрат в формировании мультипликативного эф-
фекта.
Соотношение пропорций деления располагаемых личных до-
ходов (в единицах заработной платы) на текущее потребление, сбе-
режения и инвестиции реально и напрямую не поддается количе-
ственному измерению, поскольку осуществляется субъективно, как
индивидуально принимаемые решения каждым владельцем дохода.
«Психология» субъективных решений определена Дж.М. Кейнсом в
условных теоретических категориях «предельной склонности к по-
треблению» —
MPC
,
и «предельной склонности к сбережениям» —
MPS
,
выражаемых следующим образом:
,
C МРС
Y
где Δ
C
— изменение потребления;
Δ
Y
— изменение уровня распо-
лагаемого дохода.
Соответственно,