Background Image
Previous Page  9 / 20 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 20 Next Page
Page Background

Мультипликативный эффект как метод оценки эффективности…

9

типликатора представляют собой функцию от психологических склон-

ностей населения…. Можно считать, что

существует закон

, согласно

которому расширение занятости, непосредственно связанное с инвести-

циями, неизбежно должно оказать стимулирующее влияние и на те от-

расли, которые производят потребительские блага, и, таким образом,

повести к увеличению совокупной занятости, причем такое увеличение

превосходит прирост первичной занятости, непосредственно связанной

с дополнительными инвестициями» [4, с. 134–135]. Владельцы личных

доходов, например, в домохозяйствах, т. е. семьях, как и в деловых

предприятиях, принимают решения исключительно субъективно и в

зависимости не только от размера накоплений и сберегаемой части

дохода, но и с учетом ожиданий

меняющейся общеэкономической

ситуации. Дж.М. Кейнс назвал специфику экономического поведения

владельцев доходов и инвесторов основным

психологическим зако-

ном «однонаправленной несоразмерности».

Сущность закона в том,

пишет Дж.М. Кейнс, что люди склонны, как правило, увеличивать

свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой рас-

тет доход. При сокращении дохода потребление также сокращается,

но не настолько, насколько снижается доход. Со снижением дохода

потребление уменьшается, но в меньшей мере, чем снижается доход.

Специфика экономического поведения владельцев доходов и инве-

сторов проявляется в масштабности влияния реально формируемых

пропорций деления доходов на текущее

потребление, сбережения,

которые в конечном счете оказывают решающее влияние на сово-

купный потенциал инвестиций в экономику

.

MPC

и

MPS

как модель анализа автономного потребления и

автономных затрат в формировании мультипликативного эф-

фекта.

Соотношение пропорций деления располагаемых личных до-

ходов (в единицах заработной платы) на текущее потребление, сбе-

режения и инвестиции реально и напрямую не поддается количе-

ственному измерению, поскольку осуществляется субъективно, как

индивидуально принимаемые решения каждым владельцем дохода.

«Психология» субъективных решений определена Дж.М. Кейнсом в

условных теоретических категориях «предельной склонности к по-

треблению» —

MPC

,

и «предельной склонности к сбережениям» —

MPS

,

выражаемых следующим образом:

,

C МРС

Y

где Δ

C

— изменение потребления;

Δ

Y

— изменение уровня распо-

лагаемого дохода.

Соответственно,