В.Г. Родионова
16
Бюджетные расходы государства на финансирование космической
сферы — это альтернативный экономический выбор, который чаще все-
го не ориентирован на цели, содержащие коммерческие выгоды и
умножение сугубо потребительских эффектов, описанных классической
доктриной мультипликатора. Возможно, изначально не предполагалось,
что космическая сфера деятельности окажется необычайно специфич-
ным и емким объектом для распределительного «охвата» ограничен-
ными ресурсами бюджетного финансирования. Но практика многих
десятилетий подтвердила, что финансирование космической сферы
требует учета мощного мультипликативного эффекта
сжатия
выгод
развития альтернативных социально-экономических сфер, финансируе-
мых по так называемому «остаточному» принципу.
Мультипликативный эффект «сжатия» альтернативных со-
циально-экономических выгод
сформировался как прогрессия последо-
вательно нарастающих недополученных эффектов, иногда обоснованно
называемых эффектами осознанной «жертвенности» народа и прави-
тельственной политики страны. Классической теорией доктрины муль-
типликатора не исследовались подобные эффекты, возможно, по при-
чине несовпадения времени возникновения этой сферы с датами жизни
Дж.М. Кейнса (1883–1946) как автора пресловутой «доктрины» и при-
роды изучаемых в его теории «государственных мероприятий» по сти-
мулированию совокупного, в том числе потребительского, спроса. От-
раженные в этой теории «государственные мероприятия» не рассматри-
вались в аспекте ограничений инвестирования в сферах, производящих
потребительские блага. Однако отмечено, что подобные ограничения
вызывают отставание этих сфер «от развития отраслей, производящих
капитальные блага». Общее или частичное «остаточное» ограниченное
ресурсное распределение финансовых потоков в альтернативных сфе-
рах экономики подобно «обоюдоострому мечу, способному “рубить” в
обе стороны». Проявление подобного мультипликативного эффекта
связано с несоразмерностью доходов и потребления, измеренных «в
единицах заработной платы и отрицательных сбережений» [4]. Значе-
ния этих эффектов определяются уровнем «пороговой» точки доходов,
граничащих с величиной потребления, соответствующей нулевому рас-
полагаемому доходу. «Мультипликатор, — отмечает Кейнс, —
…повлечет за собой расширение производства в отраслях, выпуска-
ющих капитальные блага. Больше того, за исключением тех случаев,
когда отрасли, производящие потребительские блага, уже работают на
полную мощность — так что увеличение продукции требует расшире-
ния предприятий, а не только более интенсивного использования име-
ющегося оборудования, — нет оснований полагать, что потребуется
сколько-нибудь значительный промежуток времени, прежде чем заня-
тость в отраслях, выпускающих потребительские блага, не начнет по-
вышаться
pari passu
с занятостью в отраслях, производящих капиталь-