Мультипликативный эффект как метод оценки эффективности…
15
типликативный эффект выражается доходом, возрастающим в большей
степени, чем вызвавшие его автономные затраты. Отечественное бюд-
жетное финансирование космической сферы во все времена не содер-
жало в себе социально-экономических целей роста мультипликативного
приращения доходов, в особенности индивидуальных (тем более част-
ных). Отечественной социально-экономической политикой не преду-
сматривалось
стимулирование совокупного
спроса, в том числе произ-
водственного, инвестиционного, тем более автономного потребитель-
ского
. До середины 60-х гг. ХХ в. в СССР официально не признавалось
наличие многих социально-экономических ограничений и бедствия
населения, тяготы которых объективно свойственны для восстанови-
тельного послевоенного периода. К середине 1970-х гг. ХХ в. по мере
достижения полной занятости и обеспечения населения трудовыми до-
ходами величина отечественного автономного потребления все еще вы-
ражалась в неопределяемой «аналитической форме». В категориях док-
трины мультипликатора автономное потребление (англ.
autonomous
consumption
) — это
величина потребления, соответствующая нулевому
располагаемому доходу
. Насколько уместно использовать идеи доктри-
ны мультипликативных эффектов в системе отечественных подходов к
оценкам соразмерности
результатов деятельности космической сферы
и затрат «автономного» бюджетного финансирования ее отраслей? От-
веты на подобные вопросы не содержатся в области бюджетной поли-
тики. Для мультипликативного механизма не существовало экономиче-
ской основы и
факторов, связанных с доходами, «измеренными в еди-
ницах заработной платы» [4]. Существенным является тот факт, что в
отечественной практике достаточно длительное время законодатель-
ством не поощрялись не только автономные доходы и/или инвестици-
онные затраты, но и индивидуальная трудовая деятельность для полу-
чения каких-либо дополнительных личных доходов, ограничивалась
индивидуальная трудовая деятельность как источник личных доходов.
Так, в Конституции СССР 1977 г. [5], в частности, в ее статье 13, отме-
чалось, что «…имущество, находящееся в личной собственности или в
пользовании граждан, не должно служить для извлечения нетрудовых
доходов и использоваться в ущерб интересам общества» [5]. В статье 14
также подчеркивалось, что источником роста общественного богатства,
благосостояния народа и каждого советского человека является свобод-
ный от эксплуатации труд. В соответствии с принципом социализма
«От каждого — по способностям, каждому — по труду» государство
осуществляет
контроль за мерой труда и потребления. Статьей 17
«….допускается индивидуальная трудовая деятельность в сфере ку-
старно-ремесленных промыслов, сельском хозяйстве, бытовом обслу-
живании и др. видах деятельности, основанных исключительно на лич-
ном труде граждан и членов их семей… в интересах общества» [5].