Background Image
Previous Page  15 / 20 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 15 / 20 Next Page
Page Background

Мультипликативный эффект как метод оценки эффективности…

15

типликативный эффект выражается доходом, возрастающим в большей

степени, чем вызвавшие его автономные затраты. Отечественное бюд-

жетное финансирование космической сферы во все времена не содер-

жало в себе социально-экономических целей роста мультипликативного

приращения доходов, в особенности индивидуальных (тем более част-

ных). Отечественной социально-экономической политикой не преду-

сматривалось

стимулирование совокупного

спроса, в том числе произ-

водственного, инвестиционного, тем более автономного потребитель-

ского

. До середины 60-х гг. ХХ в. в СССР официально не признавалось

наличие многих социально-экономических ограничений и бедствия

населения, тяготы которых объективно свойственны для восстанови-

тельного послевоенного периода. К середине 1970-х гг. ХХ в. по мере

достижения полной занятости и обеспечения населения трудовыми до-

ходами величина отечественного автономного потребления все еще вы-

ражалась в неопределяемой «аналитической форме». В категориях док-

трины мультипликатора автономное потребление (англ.

autonomous

consumption

) — это

величина потребления, соответствующая нулевому

располагаемому доходу

. Насколько уместно использовать идеи доктри-

ны мультипликативных эффектов в системе отечественных подходов к

оценкам соразмерности

результатов деятельности космической сферы

и затрат «автономного» бюджетного финансирования ее отраслей? От-

веты на подобные вопросы не содержатся в области бюджетной поли-

тики. Для мультипликативного механизма не существовало экономиче-

ской основы и

факторов, связанных с доходами, «измеренными в еди-

ницах заработной платы» [4]. Существенным является тот факт, что в

отечественной практике достаточно длительное время законодатель-

ством не поощрялись не только автономные доходы и/или инвестици-

онные затраты, но и индивидуальная трудовая деятельность для полу-

чения каких-либо дополнительных личных доходов, ограничивалась

индивидуальная трудовая деятельность как источник личных доходов.

Так, в Конституции СССР 1977 г. [5], в частности, в ее статье 13, отме-

чалось, что «…имущество, находящееся в личной собственности или в

пользовании граждан, не должно служить для извлечения нетрудовых

доходов и использоваться в ущерб интересам общества» [5]. В статье 14

также подчеркивалось, что источником роста общественного богатства,

благосостояния народа и каждого советского человека является свобод-

ный от эксплуатации труд. В соответствии с принципом социализма

«От каждого — по способностям, каждому — по труду» государство

осуществляет

контроль за мерой труда и потребления. Статьей 17

«….допускается индивидуальная трудовая деятельность в сфере ку-

старно-ремесленных промыслов, сельском хозяйстве, бытовом обслу-

живании и др. видах деятельности, основанных исключительно на лич-

ном труде граждан и членов их семей… в интересах общества» [5].