Приемы обучения информатике студентов с сильным поражением слуха
7
студента некоторый объем устойчивых знаний, в которых он абсо-
лютно уверен. На начальном этапе обучения этот объем должен быть
малым, чтобы учащийся легче мог вспомнить нужные знания. Тогда
в проблемных ситуациях всегда можно будет ими воспользоваться.
При этом если студенту удается найти нужный ответ на вопрос пре-
подавателя, то возникает не только вера в себя, в свои знания, но и
удовлетворенность от процесса обучения, что обязательно следует
особо поощрять.
Формирование базовых знаний у студентов необходимо начинать
с самого первого занятия. И наш опыт подсказывает, что эти сведе-
ния надо сообщать в форме строгих, коротких тезисов и требовать,
чтобы учащиеся выучили и устойчиво и безошибочно могли повто-
рять их. Любое понятие необходимо объяснять, чтобы снять возмож-
ную неоднозначность толкования. Базовые знания мы закрепляем пу-
тем регулярных опросов, во время которых просим студентов напи-
сать конкретные определения. Письменный опрос позволяет
студенту тщательнее сформулировать ответ, кроме того, письменное
воспроизведение информации задействует зрительную и моторную
память, а это крайне важно для студентов с сильным поражением
слуха [6]. После усвоения понятий и терминов необходимо в практи-
ческой работе неоднократно ссылаться на них или использовать их в
целях формирования устойчивых связей между базовыми определе-
ниями и практической деятельностью.
Студенты с сильным поражением слуха обладают конкретным
мышлением и отстают от сверстников в развитии логического мышле-
ния [2], что накладывает определенные ограничения на способ изло-
жения информации. Более эффективным оказывается способ не от
общего к частному, как обычно, а наоборот: от частного к общему.
Обычно излагается общий алгоритм, который в дальнейшем использу-
ется для решения конкретной задачи. В случае работы с такими сту-
дентами предлагается вначале решать задачу, разобрать алгоритм или
запрограммировать несколько конкретных задач, из которых уже в
дальнейшем выводить общий алгоритм для решения круга подобных
задач.
Совершенно очевидно, что работа с учащимися, имеющими силь-
ное снижение слуха, достаточно индивидуальна и зачастую требует от
преподавателя знания о личностных качествах и медицинских показа-
телях студента, от которых зависит восприятие предмета именно этим
учеником. В этом преподавателю может помочь ГУИМЦ, располага-
ющий данной информацией. В этом учреждении со студентами рабо-
тают медики, психологи, сурдопротезисты, сурдопереводчики. Предо-
ставив преподавателям необходимые сведения перед началом работы
со студентами (в рамках дозволенной медицинской этики и, возможно,
по согласованию с родителями), ГУИМЦ сильно облегчил бы педаго-