Приемы обучения информатике студентов с сильным поражением слуха
5
дить значительные объемы информации, не всегда или не в полной
мере понимая смысл этой информации, а предыдущий опыт их жизни
и учебы позволяет им думать, что этого вполне достаточно для уче-
бы. Однако для применения полученных сведений в разных ситуаци-
ях необходимо осознание этих сведений и фактов. Это означает, что
у студента должна быть сформирована логическая, т. е. причинно-
следственная, связь между отдельными фактами и положениями
науки [5]. Установление причинно-следственной связи между сведе-
ниями, которые сообщил на занятиях преподаватель, возможно толь-
ко при многократном чтении информации, т. е. при самостоятельной
работе дома. Следует сказать, что, так как все аксиоматические науч-
ные теории построены по такому принципу причинно-следственной
связи, то изучение информатики готовит студентов к восприятию и
изучению других научных дисциплин. При этом информатика требу-
ет осознанного применения полученных знаний и, значит, позволяет
сразу проверить, как студент понял то, что он учил. Особенно это
проявляется при освоении такого раздела информатики, как про-
граммирование. На начальном этапе программирования, как показы-
вает практика, главной трудностью для студентов является понима-
ние логики алгоритма и программы, поэтому сам язык программиро-
вания не должен создавать дополнительные трудности и лучше всего
этим требованиям удовлетворяет язык Pascal.
У студентов не развита или отсутствует способность выделять
главное в том множестве информации, которую они могут получить.
Это происходит при использовании как книг, даже если это учебни-
ки, так и лекций, но особенно при использовании сети Интернет, где
информация не всегда систематизирована и, что особенно важно, ме-
тодически не выстроена. Учащиеся пытаются запомнить очень боль-
шой объем несистематизированной информации, что, безусловно,
невозможно, а главное — и ненужно. Поэтому задача преподавате-
ля — научить студента выделять главное и видеть связь этого глав-
ного с частным [6].
При изучении информатики главным оказывается то, что работа
студента проходит с компьютером, т. е. устройством, а именно —
электронным автоматом, который, несмотря на кажущуюся интел-
лектуальность, работает формально и никаким интеллектом не обла-
дает. Это первая неожиданность, с которой сталкиваются студенты,
начиная программировать, а не использовать чужие программные
продукты. При этом студенты должны понять, что управлять компь-
ютером можно, только отдавая ему команды, а средство общения с
компьютером — это программа, написанная на конкретном языке
программирования. Значит, в задачу дисциплины «Информатика»
входит изучение языка программирования и получение практических
навыков составления программ для решения простейших типовых