Background Image
Previous Page  4 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 10 Next Page
Page Background

А.В. Силантьева, Н.Б. Толпинская

4

этому — сильная ограниченность речевого восприятия. Кроме того,

очень часто студенты с ОВЗ не понимают специальные термины,

схожие по написанию и звучанию со словами, использующимися в

быту. Так, многие слабослышащие студенты воспринимают слово

«команда» как обозначение группы спортсменов, а не приказа, от-

данного другому человеку или устройству; слово «шаг» — только в

контексте «шаг человека» а не «шаг изменения значения некоторой

величины». Поэтому при обычном изложении материала, т. е. без до-

полнительных объяснений смысла отдельных слов, такие студенты

далеко не всегда правильно воспринимают смысл (семантику) полу-

чаемой информации. Таким образом, для многих студентов с пора-

жением слуха изложение материала в рамках программы оказывается

непонятным и слишком быстрым. Обучающиеся во время занятий

пытаются записать (иногда и не совсем правильно), а в дальнейшем и

запомнить непонятую ими информацию. А это сделать практически

невозможно, так как усвоение значительного объема информации

происходит, только если эта информация осознается, т. е. устанавли-

вается логическая, ассоциативная или семантическая связь между от-

дельными фактами и сведениями. При этом преподаватель не знает, а

может только предполагать, какие слова непонятны студентам, и не в

состоянии проконтролировать, как записал информацию, сообщае-

мую преподавателем, каждый ученик. Имеющийся в ГУИМЦ опыт

свидетельствует, что разработка электронных образовательных ре-

сурсов (ЭОР) и раздаточных материалов, ориентированных на дан-

ный контингент студентов, является путем решения указанных про-

блем. Авторами статьи совместно были созданы и внедрены в обра-

зовательный процесс методические материалы [4] в электронном и в

печатном виде в рамках дисциплины «Когнитивные технологии со-

провождения профильных дисциплин».

Кроме этого, было бы целесообразно в начале обучения (на под-

готовительных курсах или на первом курсе), в математических, гу-

манитарных предметах рассматривать, объяснять и напоминать

смысл наиболее употребляемых терминов по математике и информа-

тике. Одновременно в курсе информатики использовать глоссарий с

максимально подробным объяснением смысла терминов.

На первом курсе студенты практически не имеют навыков само-

стоятельной работы и зачастую считают, что посещение занятий уже

обеспечивает им освоение материала. Так, при постоянных просьбах

лектора выучить к следующему занятию материал предыдущей лек-

ции обнаруживается, что подавляющее большинство студентов лек-

ции даже не читает. При этом, как нам кажется, студенты с пораже-

нием слуха обладают специфическим восприятием и усвоением ин-

формации. Мы замечаем, что такие учащиеся, видимо, обладая

развитой зрительной памятью, способны запоминать и воспроизво-