А.В. Силантьева, Н.Б. Толпинская
4
этому — сильная ограниченность речевого восприятия. Кроме того,
очень часто студенты с ОВЗ не понимают специальные термины,
схожие по написанию и звучанию со словами, использующимися в
быту. Так, многие слабослышащие студенты воспринимают слово
«команда» как обозначение группы спортсменов, а не приказа, от-
данного другому человеку или устройству; слово «шаг» — только в
контексте «шаг человека» а не «шаг изменения значения некоторой
величины». Поэтому при обычном изложении материала, т. е. без до-
полнительных объяснений смысла отдельных слов, такие студенты
далеко не всегда правильно воспринимают смысл (семантику) полу-
чаемой информации. Таким образом, для многих студентов с пора-
жением слуха изложение материала в рамках программы оказывается
непонятным и слишком быстрым. Обучающиеся во время занятий
пытаются записать (иногда и не совсем правильно), а в дальнейшем и
запомнить непонятую ими информацию. А это сделать практически
невозможно, так как усвоение значительного объема информации
происходит, только если эта информация осознается, т. е. устанавли-
вается логическая, ассоциативная или семантическая связь между от-
дельными фактами и сведениями. При этом преподаватель не знает, а
может только предполагать, какие слова непонятны студентам, и не в
состоянии проконтролировать, как записал информацию, сообщае-
мую преподавателем, каждый ученик. Имеющийся в ГУИМЦ опыт
свидетельствует, что разработка электронных образовательных ре-
сурсов (ЭОР) и раздаточных материалов, ориентированных на дан-
ный контингент студентов, является путем решения указанных про-
блем. Авторами статьи совместно были созданы и внедрены в обра-
зовательный процесс методические материалы [4] в электронном и в
печатном виде в рамках дисциплины «Когнитивные технологии со-
провождения профильных дисциплин».
Кроме этого, было бы целесообразно в начале обучения (на под-
готовительных курсах или на первом курсе), в математических, гу-
манитарных предметах рассматривать, объяснять и напоминать
смысл наиболее употребляемых терминов по математике и информа-
тике. Одновременно в курсе информатики использовать глоссарий с
максимально подробным объяснением смысла терминов.
На первом курсе студенты практически не имеют навыков само-
стоятельной работы и зачастую считают, что посещение занятий уже
обеспечивает им освоение материала. Так, при постоянных просьбах
лектора выучить к следующему занятию материал предыдущей лек-
ции обнаруживается, что подавляющее большинство студентов лек-
ции даже не читает. При этом, как нам кажется, студенты с пораже-
нием слуха обладают специфическим восприятием и усвоением ин-
формации. Мы замечаем, что такие учащиеся, видимо, обладая
развитой зрительной памятью, способны запоминать и воспроизво-