Приемы обучения информатике студентов с сильным поражением слуха
3
Кроме этого, на современном этапе развития вычислительных
средств и программного обеспечения работа с компьютером проис-
ходит в диалоговом режиме, что требует от пользователя, в данном
случае от студента, осознанной реакции на сообщения устройства,
которые возникают при работе со стандартным программным обес-
печением. А значит, от слабослышащего студента требуется не толь-
ко правильно воспринимать сообщения компьютера, но и правильно,
т. е. логично отвечать на них. Таким образом, общение с компьюте-
ром учит студента вести диалог вообще, т. е. в любой сфере и с лю-
бым собеседником. При этом компьютер — это устройство, которое
чаще всего требует интерактивного управления, что вынуждает поль-
зователя выстраивать стратегию процесса использования машины,
приучает студента отдавать команды и нести за них ответственность.
Особенно наглядны последствия неправильных команд и неверных
действий в процессе изучения такого раздела информатики, как про-
граммирование. «Обмануть» компьютер, сделать вид, что ошибся слу-
чайно, невозможно в силу формального метода работы устройства.
В то время как в реальной жизни или в быту диалог с собеседником
позволяет неоднозначно, двусмысленно ответить. Умение выбрать
правильный ответ в ситуации однозначной реакции на него вычисли-
тельного средства при обучении программированию активизирует
мыслительный процесс, вынуждает студентов изучать, а не делать
вид, что изучил, основы информатики, применять полученные зна-
ния, а значит, формирует навыки получения знаний в любой области.
Изучение информатики студентами, особенно с поражением слу-
ха, сопровождается определенными проблемами. Как правило, дис-
циплину «Основы информатики» студенты изучают на первом курсе.
Учитывая повышенную трудность освоения предмета студентами
с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), трудоемкость
(общий объем часов, выделяемых на освоение дисциплины) для сту-
дентов с ОВЗ в ГУИМЦ МВТУ им. Н.Э. Баумана составляет 384 часа
(для обычных студентов — 288 часов). Объем аудиторной работы по
информатике со студентами с ОВЗ составляет 199 часов (для обыч-
ных студентов — 136 часов).
Срок изучения дисциплины «Информатика» студентами с ОВЗ
сдвинут на один семестр. Дисциплину проходят во втором и третьем
семестрах (для обычных студентов — в первом и втором семестрах).
В первом семестре для студентов с ОВЗ предусмотрен пропедевтиче-
ский дисциплинарный модуль по информатике объемом 17 аудитор-
ных часов в рамках дисциплины «Когнитивные технологии сопро-
вождения профильных дисциплин».
Однако, несмотря на это, в начале изучения информатики у
большинства студентов с поражением слуха наблюдается небольшой
словарный запас, а у студентов с большим поражением слуха плюс к