Приемы обучения информатике студентов с сильным поражением слуха
1
УДК 13.00.03
Приемы обучения информатике студентов
с сильным поражением слуха
©
А.В. Силантьева, Н.Б. Толпинская
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
В статье рассмотрены особенности и трудности обучения студентов с сильным
поражением слуха информатике и практическим навыкам программирования и
работы с вычислительной техникой. В статье отмечается, что получение знаний
и практических навыков именно по информатике формирует у студентов с по-
ражением слуха способности к логическому мышлению, которыми они на началь-
ном этапе обучения в вузе практически не обладают, а также искусство вести
диалог на профессиональном уровне и умение принимать ответственные решения.
Практическая работа с вычислительными средствами вынуждает студентов
расширять словарный запас и запоминать и использовать профессиональные
термины, которые в настоящее время широко распространены не только в ин-
форматике. Выделены сложности, с которыми сталкиваются студенты с силь-
ным поражением слуха при изучении информатики, и предлагаются методы ре-
шения этих проблем.
Ключевые слова:
информатика, поражение слуха, проблемы, изучение.
Изучение информатики сложно переоценить. Большинство сту-
дентов считают, что это изучение правил и порядка работы с компь-
ютером, а чаще всего они уверены, что изучить информатику — это
просто научиться использовать некоторые прикладные программы,
т. е. фактически научиться «играть в компьютер». Это является очень
поверхностным представлением о данной области знаний. Однако
нельзя отрицать, что игра является стимулом и мотивацией к изуче-
нию компьютера, а значит, и науки информатики. Кроме этого, так
как компьютер — это сложное устройство, которое в настоящее вре-
мя широко используется практически каждым человеком, информа-
тика — это наука, которая готовит любого человека к полноценной
современной жизни, что особенно важно для студентов с поражением
слуха. Причем информатика не только учит использовать компьютер,
но и всесторонне развивает человека.
Как показывает практика, студенты с сильным поражением слуха
с большими трудностями воспринимают новую информацию. Это
может быть связано со спецификой их мышления [1], небольшим, а
то и скудным словарным запасом, неумением пользоваться синони-
мами и незнанием значений омографов, использующихся и воспри-
нимаемых в зависимости от контекста [2]. Кроме того, студенты к
началу обучения в вузе обладают сформированными навыками полу-
чения информации, причем разного уровня по объективным и субъ-