Background Image
Previous Page  6 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 10 Next Page
Page Background

А.В. Силантьева, Н.Б. Толпинская

6

задач. Изучение языка программирования, который является фор-

мальным средством общения с компьютером, и его использование,

т. е. применение в этом же курсе полученных знаний, оказывается

особенно сложным для студентов с поражением слуха.

Необходимо сосредоточить внимание студентов на практических

и лабораторных занятиях, где есть возможность индивидуального

подхода. В силу затрудненности речевого восприятия, а иногда, как

мы видим из практики, и затрудненности восприятия сурдоперевода,

почти всегда очень сложным оказывается понимание преподавателя.

Практика показывает, что часто эту проблему можно решить, требуя

от студента повторить несколько раз вопрос, заданный преподавате-

лем, или фразу, которую он сказал. Часто студент, затратив опреде-

ленные усилия на осознание обращения к нему преподавателя и в

лучшем случае повторив часть обращенной к нему фразы, расслабля-

ется и отключает внимание, так как считает, что его основная зада-

ча — понять то, что ему сказали. Однако обычно преподаватель про-

должает вести диалог со студентом и после своего обращения хочет

получить от него ответ, что стимулирует мыслительный процесс

учащегося [5]. Для этого необходимо добиться, чтобы студент заду-

мался над фразой преподавателя, точно понял, что от него хотят, и

подумал, как это выполнить, а если что-то непонятно, то со своей

стороны сумел сформировать вопрос. Процесс восприятия и логиче-

ского осознания информации можно активизировать, попросив сту-

дента записать вопрос преподавателя, подумать над ним и дать пись-

менный или устный ответ.

Конечно, такой подход требует времени и терпения, но зато

обычно дает результаты, что в дальнейшем компенсирует эти затра-

ты. Кроме того, диалог с преподавателем дисциплинирует студента,

приводит его к осознанию выполняемых действий, приучает его к

тому, что, прежде чем приступать к выполнению любого задания или

любой работы, необходимо точно знать, что требуется выполнить, а

затем выбирать из имеющихся средств и методов способ, который

поможет выполнить задание.

Студенты с сильным поражением слуха часто неуверены в соб-

ственных знаниях. Поэтому очень часто попытки преподавателя при

объяснении новой информации сослаться на ранее изученный мате-

риал приводят к тому, что студент, не сумев вспомнить тот раздел, о

котором напоминает ему преподаватель, теряется до такой степени,

что вообще не способен рассуждать, а диалог с педагогом при этом

теряет смысл. Неоднократное повторение такой ситуации приводит к

тому, что у учащегося может создаться убеждение, что эту науку или

раздел науки он не сможет понять никогда, и студент перестает даже

пытаться это сделать. В нашей практике встречались такие случаи.

Как оказалось, эту проблему можно решить, только сформировав у