А.В. Силантьева, Н.Б. Толпинская
6
задач. Изучение языка программирования, который является фор-
мальным средством общения с компьютером, и его использование,
т. е. применение в этом же курсе полученных знаний, оказывается
особенно сложным для студентов с поражением слуха.
Необходимо сосредоточить внимание студентов на практических
и лабораторных занятиях, где есть возможность индивидуального
подхода. В силу затрудненности речевого восприятия, а иногда, как
мы видим из практики, и затрудненности восприятия сурдоперевода,
почти всегда очень сложным оказывается понимание преподавателя.
Практика показывает, что часто эту проблему можно решить, требуя
от студента повторить несколько раз вопрос, заданный преподавате-
лем, или фразу, которую он сказал. Часто студент, затратив опреде-
ленные усилия на осознание обращения к нему преподавателя и в
лучшем случае повторив часть обращенной к нему фразы, расслабля-
ется и отключает внимание, так как считает, что его основная зада-
ча — понять то, что ему сказали. Однако обычно преподаватель про-
должает вести диалог со студентом и после своего обращения хочет
получить от него ответ, что стимулирует мыслительный процесс
учащегося [5]. Для этого необходимо добиться, чтобы студент заду-
мался над фразой преподавателя, точно понял, что от него хотят, и
подумал, как это выполнить, а если что-то непонятно, то со своей
стороны сумел сформировать вопрос. Процесс восприятия и логиче-
ского осознания информации можно активизировать, попросив сту-
дента записать вопрос преподавателя, подумать над ним и дать пись-
менный или устный ответ.
Конечно, такой подход требует времени и терпения, но зато
обычно дает результаты, что в дальнейшем компенсирует эти затра-
ты. Кроме того, диалог с преподавателем дисциплинирует студента,
приводит его к осознанию выполняемых действий, приучает его к
тому, что, прежде чем приступать к выполнению любого задания или
любой работы, необходимо точно знать, что требуется выполнить, а
затем выбирать из имеющихся средств и методов способ, который
поможет выполнить задание.
Студенты с сильным поражением слуха часто неуверены в соб-
ственных знаниях. Поэтому очень часто попытки преподавателя при
объяснении новой информации сослаться на ранее изученный мате-
риал приводят к тому, что студент, не сумев вспомнить тот раздел, о
котором напоминает ему преподаватель, теряется до такой степени,
что вообще не способен рассуждать, а диалог с педагогом при этом
теряет смысл. Неоднократное повторение такой ситуации приводит к
тому, что у учащегося может создаться убеждение, что эту науку или
раздел науки он не сможет понять никогда, и студент перестает даже
пытаться это сделать. В нашей практике встречались такие случаи.
Как оказалось, эту проблему можно решить, только сформировав у