Специфика и перспективы применения технологии блочно-модульного обучения…
5
Окончание табл. 2
Аспект подготовки
Методы и приемы обучения
Создание «вто-
ричных» текстов
Составление
структурированного плана
текста (в те-
зисной или назывной форме);
создание аннотации предложенной статьи (на русском
языке);
создание тематического аналитического обзора по за-
данной проблеме, теме исследования или в соответ-
ствии с коммуникативной задачей;
реферативный перевод текста с выделением релевант-
ной для конкретной проблемы или исследования ин-
формации
Презентация ре-
зультатов иссле-
дования
Представление исследования по данной проблеме в
виде доклада-презентации (слайд-шоу в формате Power
Point) с использованием раздаточного материала (циф-
ры, графики, диаграммы);
выступление на «круглом столе» в соответствии с ком-
муникативной задачей и полученной ролью (модера-
тор, изобретатель-новатор, оппонент, потенциальный
потребитель, эколог и т.п.)
Данный перечень методов и приемов подготовки является, с од-
ной стороны, далеко не исчерпывающим, а с другой стороны, доста-
точно вариативным. Преподаватель может подбирать любую сово-
купность средств и приемов с учетом исходного уровня подготовки
студентов, их способностей, а также прагматических и коммуника-
тивных потребностей.
Наш опыт свидетельствует, что методически оправданной и
прагматически полезной является такая форма итогового контроля,
как «реферат», основанный на создании вторичных текстов — анно-
тации или тематического обзора.
В первом случае задание включает в себя:
1) подбор ключевых слов и поиск аутентичного текста по опре-
деленной коммуникативно и прагматически значимой проблеме
(инновационное развитие отрасли, техническая новинка, перспек-
тивная технология) объемом до 5–7 тыс. печатных символов с про-
белами;
2) создание терминологического словаря-минимума по данному
тексту;
3) реферативный перевод основных по смыслу предложений
(в виде таблицы, слева — выбранные прагматически ценные предло-
жения, справа — их перевод);
4) составление плана текста (в назывной и тезисной форме);
5) составление аннотации текста (на основе плана).