А.Ю. Алипичев
4
На наш взгляд, приоритетным направлением подготовки можно
считать обучение работе со специальными текстами, включающее
следующие аспекты:
• анализ специальной лексики в контексте той или иной сферы и
ситуации профессионального общения;
• систематизацию терминологического минимума;
• освоение методик различных видов чтения специальной литера-
туры;
• создание «вторичных» текстов на основе анализа профессио-
нальных текстов;
• представление результатов исследования (в форме PowerPoint
презентации).
Каждый из аспектов подготовки предполагает свою совокупность
методов и приемов обучения (табл. 2).
Таблица 2
Типичные методы и приемы обучения для аспектов подготовки
Аспект подготовки
Методы и приемы обучения
Анализ специ-
альной лексики
Повторение правил чтения транскрипции;
анализ значения многозначных слов и слов-омонимов
в определенном контексте;
повторение основных способов словообразования
и типичных словоформ
Систематизация
терминологиче-
ского минимума
Повторение принципов построения словарных статей;
поиск слов и словосочетаний в тех или иных общих
или терминологических словарях (включая электрон-
ные ресурсы);
составление словаря-минимума по какой-либо кон-
кретной проблеме или тексту
Освоение мето-
дик различных
видов чтения
Поисковое чтение: подбор ключевых слов на ино-
странном языке с последующим поиском по ним ряда
текстов по конкретной проблеме, теме исследования
или коммуникативной ситуации;
просмотровое чтение: поиск в предложенном тексте
значимой для конкретного исследования и проблемы
информации, подтверждение или опровержение задан-
ного высказывания;
аналитическое чтение: поиск конкретных слов и тер-
минологических словосочетаний, представленных на
родном языке, в конкретном тексте (включая материа-
лы сайта) на иностранном языке, поиск развернутого
ответа на конкретный вопрос, поиск заданной грамма-
тической конструкции и обоснование способа ее пере-
вода в данном контексте