Г.К. Девлет-Гельды
2
зования пришлось понизить уровень минимального количества бал-
лов, подтверждающий освоение выпускниками школы некоторых
учебных дисциплин. При этом в стране по-прежнему сокращается
прием абитуриентов в вузы и одновременно увеличивается число
выпускников вузов, работающих не по специальности. Это явление,
ставшее, к сожалению, обыденным означает не только несоответ-
ствие между записью в дипломе о специальности человека и факти-
ческом содержании его труда, но и появление нового социального
слоя людей, «люмпен-специалистов», утративших или не желающих
использовать в трудовой деятельности профессиональные знания,
приобретенные в учебных заведениях [2].
С конца 1990-х гг. в социологических исследованиях, проводив-
шихся в разных регионах Российской Федерации, приводились следу-
ющие данные по этой проблеме. Среди выпускников вузов 1993–
1996 гг. на своей первой работе по специальности было занято 64,5 %,
среди выпускников 1997–2000 гг. — 57,8 %, среди выпускников 2000–
2004 гг. — 44,4 % [3]. Во второй половине 2000-х гг. эта тенденция
сохранялась. Среди факторов, оказывающих негативное влияние на
этот процесс, исследователи называют разрушение наукоемких и тру-
доемких отраслей, деиндустриализацию страны, сырьевой характер
экономики, завышенные профессионально-квалификационные требо-
вания работодателей к соискателям для выполнения ими относительно
несложных работ, падение престижа рабочих профессий, потребность
взрослого населения страны в приобретении дипломов о высшем
образовании для своих детей, стремление вузов к привлечению абиту-
риентов на платные места [2]. Немало вреда наносит российскому об-
разованию неэффективная профориентационная работа среди школь-
ников, которую проводят средние и высшие образовательные учре-
ждения. Остановимся на последней проблеме подробнее.
Традиционное взаимодействие вузов и школ сводено к предо-
ставлению абитуриентам информации о факультетах, специально-
стях, образовательных программах, подготовительных курсах, про-
ведению дней открытых дверей. Однако этого недостаточно. К окон-
чанию школы далеко не все выпускники определяются с выбором
профессии, хотя высказывают намерение «получить любое высшее
образование» [4], 67 % не имеют представлений об избираемой про-
фессии и ее требованиях к «соискателям», 46 % выпускников школ
при выборе вузов ориентируются на мнение взрослых (родителей,
родственников или знакомых), примерно 50 % не связывают свое
профессиональное будущее с собственными реальными возможно-
стями [5]. В результате растет число людей, работающих не по спе-
циальности. Для минимизации экономических потерь, связанных с
неэффективным использованием трудовых ресурсов, необходимо по-
высить качество профильного образования, привлечь школьников к
ранней профессионализации, чтобы они имели возможность опреде-