Background Image
Previous Page  2 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 10 Next Page
Page Background

Г.К. Девлет-Гельды

2

зования пришлось понизить уровень минимального количества бал-

лов, подтверждающий освоение выпускниками школы некоторых

учебных дисциплин. При этом в стране по-прежнему сокращается

прием абитуриентов в вузы и одновременно увеличивается число

выпускников вузов, работающих не по специальности. Это явление,

ставшее, к сожалению, обыденным означает не только несоответ-

ствие между записью в дипломе о специальности человека и факти-

ческом содержании его труда, но и появление нового социального

слоя людей, «люмпен-специалистов», утративших или не желающих

использовать в трудовой деятельности профессиональные знания,

приобретенные в учебных заведениях [2].

С конца 1990-х гг. в социологических исследованиях, проводив-

шихся в разных регионах Российской Федерации, приводились следу-

ющие данные по этой проблеме. Среди выпускников вузов 1993–

1996 гг. на своей первой работе по специальности было занято 64,5 %,

среди выпускников 1997–2000 гг. — 57,8 %, среди выпускников 2000–

2004 гг. — 44,4 % [3]. Во второй половине 2000-х гг. эта тенденция

сохранялась. Среди факторов, оказывающих негативное влияние на

этот процесс, исследователи называют разрушение наукоемких и тру-

доемких отраслей, деиндустриализацию страны, сырьевой характер

экономики, завышенные профессионально-квалификационные требо-

вания работодателей к соискателям для выполнения ими относительно

несложных работ, падение престижа рабочих профессий, потребность

взрослого населения страны в приобретении дипломов о высшем

образовании для своих детей, стремление вузов к привлечению абиту-

риентов на платные места [2]. Немало вреда наносит российскому об-

разованию неэффективная профориентационная работа среди школь-

ников, которую проводят средние и высшие образовательные учре-

ждения. Остановимся на последней проблеме подробнее.

Традиционное взаимодействие вузов и школ сводено к предо-

ставлению абитуриентам информации о факультетах, специально-

стях, образовательных программах, подготовительных курсах, про-

ведению дней открытых дверей. Однако этого недостаточно. К окон-

чанию школы далеко не все выпускники определяются с выбором

профессии, хотя высказывают намерение «получить любое высшее

образование» [4], 67 % не имеют представлений об избираемой про-

фессии и ее требованиях к «соискателям», 46 % выпускников школ

при выборе вузов ориентируются на мнение взрослых (родителей,

родственников или знакомых), примерно 50 % не связывают свое

профессиональное будущее с собственными реальными возможно-

стями [5]. В результате растет число людей, работающих не по спе-

циальности. Для минимизации экономических потерь, связанных с

неэффективным использованием трудовых ресурсов, необходимо по-

высить качество профильного образования, привлечь школьников к

ранней профессионализации, чтобы они имели возможность опреде-