1
УДК 378.1
Социальное партнерство школы и вуза
© Г.К. Девлет-Гельды
МГТУ им. Н.Э. Баумана, 105005, Россия
В статье рассмотрены проблемы взаимодействия социальных институтов в сфе-
ре образования. Раскрыты основополагающие принципы социального партнерства
школы и вуза. Обобщен опыт использования научно-методического потенциала
вуза в поддержке реализации школьных образовательных программ профильного
обучения.
Ключевые слова:
социальное партнерство, принципы социального партнерства,
направления взаимодействия школы и вуза, востребованность профессий и каче-
ства образования.
Проблема взаимодействия школы и вуза возникла давно. Однако
современный этап развития общества ставит перед российской си-
стемой образования принципиально новые задачи, обусловленные
переходом от индустриального к информационному обществу, а так-
же изменившимися геополитическими, социально-экономическими,
духовно-нравственными условиями. Российское общество остро
нуждается в повышении качества и доступности образования, в спе-
циалистах, обладающих высокой нравственной культурой, способ-
ных к постоянному профессиональному самосовершенствованию,
социальной и профессиональной мобильности, умению творчески и
самостоятельно мыслить.
Эти задачи в равной мере стоят перед всеми звеньями системы об-
разования, но существующие в образовательной сфере противоречия
сдерживают их реализацию. В работе средних образовательных учре-
ждений основной проблемой является противоречие между массовым
характером обучения, классно-урочной формой предоставления обра-
зовательных услуг и необходимостью индивидуального подхода к
учащимся с учетом их индивидуальных интересов, в соответствии с
возрастными, физиологическими, психологическими особенностями.
Несмотря на всестороннее изучение данной проблемы педагогической
наукой, а также значительные расходы государства на реформирование
российской школы, недостатки ее очевидны. Так, официальное при-
знание ЕГЭ в качестве «инструмента прозрачности» и продуктивной
формы оценки компетенций выпускников вызывает немало вопросов у
значительной части российской общественности, которая полагает, что
начисление «баллов за знания» не выявляет качества образования и
воспитания, нравственных и жизненных ориентиров учащихся [1].
Как известно, в 2014 г. результаты сдачи ЕГЭ российскими
школьниками оказались настолько низкими, что Министерству обра-