Особенности модульно-рейтинговой системы организации преподавания…
7
изучаемому разделу курса, выполнения текущих домашних заданий
и подготовки к контрольным мероприятиям, а также вопросы и за-
дания для самоконтроля.
В пособиях должна быть подробно, с доказательствами всех утвер-
ждений, изложена базовая часть. Это даст возможность лектору опус-
кать некоторые технические детали, оставляя их для самостоятельной
проработки студентами, и уделять больше внимания обсуждению
сложных тем и разбору примеров, демонстрирующих приложения тео-
ретического материал. Такие примеры могут отсутствовать в пособии, и
студенты получат стимул к посещению лекций. Некоторые утвержде-
ния, не входящие в базовую часть, можно привести без доказательств.
Изложение доказательств на лекции в этом случае будет тренировкой
студентов к восприятию новой информации (например, на научных
конференциях), еще нигде не опубликованной, и стимулом к самостоя-
тельной работе с учебной и научной литературой.
Желательно, чтобы все учебно-методические материалы по дисци-
плинам были оформлены в едином стиле. Стандартом издания научной
и учебной литературы по математике в настоящее время является изда-
тельская система TeX, принятая в ведущих российских и зарубежных
издательствах. Файлы статей, учебников, монографий, подготовленные
в этой системе, не содержат вирусов, в отличие от файлов, созданных с
использованием других программ, например Microsoft Word. В МГТУ
им. Н.Э. Баумана с 1996 г. издается серия учебных пособий «Элементы
дифференциальной геометрии и топологии», подготовленная с исполь-
зованием системы TeX (см., например, [4, 5]).
Выводы и рекомендации
1. Модульно-рейтинговая система при соответствующей органи-
зации учебного процесса не снижает качество знаний студентов.
2. Материал дисциплин профессионального цикла, изучаемых на
младших курсах, следует разделить на две части: базовую и дополни-
тельную. Изучение базовой части обеспечивает студента базовыми
знаниями, необходимыми для дальнейшего обучения. Знание мате-
риала базовой части обязательно для получения минимальной поло-
жительной оценки по дисциплине. Изучение дополнительной части
даст возможность студенту не только получить повышенную оценку,
но и включиться в научно-исследовательскую работу выпускающей
кафедры. Программа дисциплины должна позволять варьировать те-
матику дополнительной части. Для корректировки курса необходим
постоянный контакт преподавателя, ведущего занятия, с преподава-
телями выпускающих кафедр.
3. Преподавание дисциплины должно быть обеспечено учебно-
методическими материалами, содержащими необходимый и доста-
точный для самостоятельной проработки материал базовой части