Background Image
Previous Page  2 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 9 Next Page
Page Background

Н.Г. Хорькова

2

тензорного исчисления». Необходимость изучения этих дисциплин

обусловлена появлением новых направлений подготовки студентов и

недостаточностью для этих целей существующих курсов геометриче-

ского цикла.

В настоящее время в учебных планах подавляющего большинства

специальностей геометрический цикл представлен 10 лекциями по

дисциплине «Аналитическая геометрия» и двумя лекциями по дисци-

плине «Линейная алгебра. Функции многих переменных», что для со-

временного инженера, по мнению автора, недостаточно. Но лишь не-

многие кафедры (например, «Технологии ракетно-космического ма-

шиностроения») включают в учебные планы дисциплины, содержащие

элементы дифференциальной геометрии и тензорного исчисления

(в настоящее время тензорное исчисление рассматривается как раздел

дифференциальной геометрии).

Дифференциальная геометрия — раздел геометрии, в котором

геометрические объекты изучают методами математического анали-

за, и в первую очередь — дифференциального исчисления. Синтез

методов, используемых в различных разделах математики, позволяет

расширить область геометрического исследования и решать пробле-

мы, первоначально возникшие в других областях математики, а так-

же прикладные задачи. Демонстрация эффективности соединения

понятий и методов, изучаемых в различных разделах курса «Высшая

математика», очень важна для формирования естественно-научного

мировоззрения студентов.

Современная дифференциальная геометрия включает большое

число разделов, которые невозможно охватить в рамках одного кур-

са. Выбор тем и объем излагаемого материала определяются потреб-

ностями других дисциплин, изучаемых студентами специальностей

«Прикладная математика» и «Техническая физика», при этом учиты-

ваются пожелания преподавателей, которые руководят курсовыми и

дипломными проектами. Содержание курсов меняется в зависимости

от указанных обстоятельств, а также под влиянием изменений в

учебных планах.

В разные учебные годы в различных объемах излагались следу-

ющие темы: теория кривых в пространстве; теория поверхностей в

пространстве (первая и вторая квадратичные формы поверхности,

главные направления и главные кривизны поверхности, гауссова и

средняя кривизны поверхности, линии кривизны, асимптотические

линии, геодезические, минимальные поверхности, основные уравне-

ния теории поверхностей); криволинейные системы координат в

n

-мерном пространстве; элементы римановой (псевдоримановой)

геометрии; основы тензорного исчисления (понятия тензора и тен-

зорного поля, алгебраические операции над тензорами); основы тен-