Методические особенности преподавания специальных математических дисциплин на старших курсах - page 1

1
УДК 372.851
Методические особенности преподавания
специальных математических дисциплин
на старших курсах
© А.В. Калинкин
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Затронуты вопросы постановки специальных курсов по дополнительным главам
высшей математики для студентов старших курсов технических специальностей
с учетом опыта и новаций в методике преподавания, которые основаны на ис-
пользовании в учебном процессе типовых расчетов, содержащих стандартные
задачи. Приведен ряд примеров методических особенностей при выполнении сту-
дентами расчетов в домашнем задании по уравнениям математической физики,
методам оптимизации, дискретной математике, теории вероятностей и мате-
матической статистике. В частности, исследовано методологическое влияние
современных компьютерных средств построения аналитических решений мате-
матических задач на процесс усвоения студентами учебного материала. Описаны
также некоторые психологические аспекты работы преподавателя с учащимися.
Рассматриваемая проблема совершенствования сложившихся технологий обуче-
ния является общей как для дисциплин физико-математического профиля, так и
для всей высшей школы.
Ключевые слова:
учебный процесс, высшая школа, МГТУ им. Н.Э. Баумана, специ-
альные курсы, математические дисциплины, типовые расчеты, методика препо-
давания.
Введение.
В Московском государственном техническом универ-
ситете имени Н.Э. Баумана со второй половины 1980-х годов на мате-
матических кафедрах факультета «Фундаментальные науки» читают-
ся специальные курсы для студентов старших курсов технических
специальностей [1]. Эти дисциплины являются обязательными в учеб-
ном процессе, содержат контрольные мероприятия и завершаются за-
четами и экзаменами. Включение в учебный процесс специальных
курсов по математике выявило проблему создания методического
обеспечения для этих дисциплин. Изданная в конце 1990-х годов
21-томная серия учебников «Математика в техническом университе-
те» [2], отличающаяся широтой охвата, в значительной степени по-
крыла потребности в учебной литературе теоретического содержания
по многим направлениям прикладной математики. В то же время име-
ющиеся сборники заданий по специальным курсам высшей математи-
ки (см., например, [3] и др.) часто практически невозможно адаптиро-
вать к типовым расчетам, требующимся для тех или иных конкретных
технических специальностей. Составление и публикация методиче-
1 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,...13
Powered by FlippingBook