Методические особенности преподавания специальных математических дисциплин на старших курсах - page 8

А.В. Калинкин
8
мер варианта типового расчета, понимая, что в конце семестра (а ча-
сто в конце сессии и позже) наличие выполненного типового расчета
практически приближает его к получению зачета по дисциплине. К
сожалению, на не посещающих занятия студентов мало действует
отправка в деканат факультета за допуском к занятиям, где таких
студентов и так хорошо знают по нескольким годам обучения.
Отметим возникающий в процессе решения стандартных задач
типового расчета коллективизм в студенческих группах. Схожесть
задач (иногда чисто внешняя) приводит к обращению слабого сту-
дента за помощью к товарищу по группе, по потоку, а чаще всего к
соседу по парте на занятии. При этом в силу достаточной базовой
подготовки на младших курсах лучших студентов помощь ограничи-
вается быстрым указанием на очевидную для подготовленного сту-
дента бессмысленность или невозможность той или иной аналитиче-
ской формулы, т. е. указанием той неверной строчки в записях, по-
следствия которой привели к явной путанице. Преподаватель не
препятствует такому общению в процессе проведения самостоятель-
ной работы группы или дополнительных консультаций.
Типовые расчеты по специальным главам высшей математики
развивают склонность лучших студентов к точным и стандартным
расчетам. Будущий технический специалист должен в буквальном
смысле получить удовольствие от полного и ясного окончательного
решения математической задачи. В математике XX века погоня за
всевозможными обобщениями оказалась столь захватывающей, что
целые поколения специалистов потеряли способность находить инте-
рес в частностях, в том числе получать удовольствие от решения
стандартных задач или оценки по достоинству роли классических
математических методов. Чистая математика в некоторых ее направ-
лениях стала вырождаться и терять связь с действительностью. Этот
процесс оказал влияние и на математическое и на техническое обра-
зование [17]. Обращение к стандартным задачам есть конкретный
противовес для восстановления устойчивости в процессе освоения
знаний молодым человеком.
Выполнение домашнего задания по специальному курсу высшей
математики требует глубокого освоения теоретических основ дисци-
плины. Одной из целей выполнения типового расчета является разви-
тие у учащегося самостоятельности в выборе последовательности
действий в решении конкретной и часто объемной задачи. Например,
при внешней краткости записи линейного уравнения в частных про-
изводных второго порядка, описывающего колебания конечной стру-
ны, уже в одномерном случае от студента требуется написание до
10 страниц математических формул при различных возможных путях
вычислений. В рамках варианта типового расчета ставится задача
полного исследования уравнения рассмотрением в каждом случае
1,2,3,4,5,6,7 9,10,11,12,13
Powered by FlippingBook