Методические особенности преподавания специальных математических дисциплин…
3
исследовательских задач математического моделирования следует
использовать современные технические средства и информационные
технологии. Целью чтения специальных курсов является также раз-
витие общекультурных знаний студента. Знание и понимание уча-
щимся законов развития природы и общества, умение оперировать
этими знаниями в профессиональной деятельности невозможно без
широкой математической подготовки, освоения элементов точного
математического мышления. Выпускник МГТУ им. Н.Э. Баумана
должен быть способен использовать законы естественнонаучных
дисциплин в профессиональной деятельности и применять разнооб-
разный математический аппарат для принятия технических решений.
При преподавании конкретной дисциплины излагаются (и осваи-
ваются студентами) методы решения исторически сложившихся ос-
новных задач для данной области математики. В ходе лекций даются
сведения по истории развития соответствующих математических
дисциплин.
Содержание и структура учебных дисциплин по специальным
главам высшей математики определяются в соответствии с основной
образовательной программой подготовки ВПО МГТУ им. Н.Э. Бау-
мана бакалавра и магистра для студентов, обучающихся по данному
направлению. Методическая работа по составлению и согласованию
с выпускающими кафедрами учебных программ по математике для
старших курсов ведется соответственно наименованиям (номенкла-
туре) направлений и специальностей. Дифференцируются различные
виды учебной работы и их объем в часах по семестрам: лекции, се-
минары, лабораторные работы, практические занятия, самостоятель-
ная работа. Определяются виды практических занятий (семинары,
упражнения, занятия в компьютерном классе, деловые игры и т. п.) и
самостоятельная проработка курса (в том числе под руководством
преподавателя на консультациях). Способ проверки знаний — зачет
или экзамен.
Учебные программы специальных дисциплин по математике пре-
терпевают изменения, вызванные как внутренним развитием содер-
жания спецкурсов – накоплением опыта чтения лекций по специаль-
ным предметам, так и внешними условиями — увеличением или
уменьшением числа учебных часов, отводимых на курс, появлением
у каждого студента индивидуальных вычислительных средств (ноут-
буков) и т. д. Изменения в читаемых курсах связаны в том числе с
появлением и развитием программного пакета численных расчетов
MatLAB, аналитических решателей MAPLE, MATHEMATICA и дру-
гих мощных компьютерных численных и символьных систем с визу-
ализацией данных.
По разным причинам менялись содержание и формы контроля
знаний студентов — изменялись объем и структура домашних зада-
ний (типовых расчетов), произошел переход с приема зачетов на