Методические особенности преподавания специальных математических дисциплин на старших курсах - page 2

А.В. Калинкин
2
ских материалов с условиями типовых задач требуют значительного
периода времени ввиду как необходимости предварительной начитки
учебного материала на лекциях, накопления опыта разбора задач на
семинарских занятиях, выверки условий и выравнивания по трудоем-
кости типовых математических задач, так и естественным образом ме-
няющихся требований выпускающих кафедр по содержанию дополни-
тельных математических курсов.
Автор настоящей статьи читает лекции и ведет семинары по спе-
циальным главам для студентов факультетов «Робототехнка и ком-
плексная автоматизация» и «Фундаментальные науки». По специ-
альным курсам высшей математики совместно с соавторами изданы
методические и учебные пособия, содержащие типовые расчеты
[4–13]. Программы курсов и методическое обеспечение дисциплин
озвучивались на внутривузовских и других конференциях, обсужда-
лись преподавателями, ведущими указанные предметы, на методиче-
ском семинаре кафедры «Высшая математика». В статье рассмотре-
ны методические особенности выполнения студентами технических
специальностей типового расчета (домашнего задания) по специаль-
ным курсам математики.
Отметим, что вопросам формирования математической культу-
ры технического специалиста, корректировке содержания про-
грамм по высшей математике, разработке соответствующих дидак-
тических материалов посвящена обширная литература (см., нап-
ример, [2, 14–17] и др.).
Дисциплины специальных курсов высшей математики в
учебном процессе.
Автор статьи принимал участие в создании мето-
дического обеспечения по специальным курсам: «Уравнения матема-
тической физики», «Методы оптимизации», «Дискретная математи-
ка», «Теория вероятностей» и «Математическая статистика». Изуче-
ние таких дисциплин предполагает предварительное освоение
студентами младших курсов дисциплин учебного плана: математиче-
ского анализа, аналитической геометрии, линейной алгебры, обыкно-
венных дифференциальных уравнений, теорий рядов и др. Создан
также специальный курс по моделированию стохастических систем с
дискретным фазовым пространством по направлению «Прикладная
математика» [7, 11, 14].
Усвоение студентами материала специальных курсов по матема-
тике способствует развитию профессиональных качеств будущих вы-
сококвалифицированных специалистов. Выпускник вуза, прослу-
шавший специальные курсы, должен быть способен, используя полу-
ченные знания, выявлять тенденции и изменения в способах
математического моделирования, анализируя и интерпретируя дан-
ные отечественной и зарубежной литературы о математических мо-
делях технических процессов. При рассмотрении аналитических и
1 3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,...13
Powered by FlippingBook