Методические особенности преподавания специальных математических дисциплин…
7
тических кафедрах факультета «Фундаментальные науки». Остановим-
ся здесь на типовом расчете по математической статистике. Из-за огра-
ниченного числа учебных часов в читаемом автором курсе дается одна
задача — построение гистограммы по выборке из 100–200 чисел, взя-
тых из практических наблюдений. В подобранных вариантах типового
расчета это: результаты измерения стойкости резца; пределы текучести
титанового сплава; чувствительность канала изображения телевизора в
метровом диапазоне; время безотказной работы электронного прибора;
боковая ошибка наводки при стрельбе и т. д.
Для понимания студентом сущности математической статистики
важно продемонстрировать появление из числовой выборки (каза-
лось бы, хаотического набора цифр) представительной информации в
форме гистограммы — как правило, в большинстве из 30 вариантов
типового расчета близкой к плотности нормального вероятностного
закона. Гистограммы строятся учащимися графически — вручную
способом штриховального листа; выборочные числовые характери-
стики
среднее
и
дисперсия
рассчитываются с помощью специальной
таблицы — методом произведений. При первичной обработке вы-
борки применяются наработанные многолетней практикой статисти-
ческие методы способов подбора интервалов для группировки число-
вых данных — согласно известным эмпирическим формулам. При-
менение машинных пакетов обработки данных преподавателем не
разрешается.
Таким образом, перечисленные примеры показывают увеличива-
ющееся давление наблюдаемого в настоящее время процесса разви-
тия компьютерных систем на методику преподавания, в частности,
специальных математических курсов для студентов старших курсов.
Возможность использования машинных средств увязывается с зада-
чами обучения для конкретной математической дисциплины. Воз-
можные вариации здесь: от запрета на использование компьютерных
вычислителей [12] до, наоборот, предоставления студентом решений
задач типового расчета в форме программ на языке программирова-
ния общего назначения [4], либо предоставление решений в про-
граммных средах [14].
Психологические аспекты процесса решения студентами
старших курсов стандартных задач типовых расчетов.
Типовые
расчеты как по высшей математике, так и по некоторым другим дис-
циплинам стали исторически сложившимся необходимым элементом
методики преподавания в российских технических вузах. С первого
года обучения система получения и сдачи типовых расчетов стано-
вится знакомой и осваивается студентом технического факультета
МГТУ им. Н.Э. Баумана. Появляющийся иногда после многомесяч-
ного отсутствия на занятиях, фактически перешедший на «заочное
обучение» студент-старшекурсник в первую очередь «требует» но-