Методические особенности преподавания специальных математических дисциплин…
9
своей последовательности хода решения для достижения конечного
аналитического результата. Неверный выбор последовательности
вычислений приводит к остановке хода решения, созданию трудно-
преодолимых препятствий аналитического характера — очевидных
для студента — и выводу о необходимости анализа всего предше-
ствующего хода решения задачи. Другой пример: разработка и от-
ладка программы на ЭВМ для реализации оптимизационного алго-
ритма дискретной математики преподавателем не контролируются.
Результаты ошибок программирования немедленно отображаются
визуально при прогонке программы при измененных значениях
входных параметров, что создает настраивающий на дальнейшие
усилия психологический фон при работе студента над задачей.
Эти и другие детали работы над задачами типовых расчетов
труднопредсказуемы в конкретном варианте и требуют кропотливо-
сти и психологического настроя студента старшего курса при само-
стоятельной работе над домашним заданием, времени для осмысле-
ния связи теоретического материала, изложенного на лекциях, с осо-
бенностями примеров решения задач на семинарах. Самостоятельно,
без подсказок преподавателя, типовой расчет со стандартными зада-
чами выполняется большей частью студентов из группы. В случаях
явной малоподготовленности студента по математике в ходе прово-
димых консультаций преподавателю приходится заменять первона-
чальную задачу на более простую.
В сложившихся современных условиях наряду с подготовленны-
ми студентами необходимо учить и не очень сильных ребят, в силу
ряда известных причин не получивших достаточной математической
подготовки в общеобразовательной школе и не прошедших жесткого
конкурсного отбора при поступлении в высшее техническое учебное
заведение. В связи с этим проблема поиска новых подходов и введе-
ния новаций в процесс обучения является общей для высшей школы.
Последующий анализ последствий внедрения новаций должен ясно
показывать, привели ли эти изменения к тому, что удалось добиться
хороших результатов — способствовать подготовке и выпуску спе-
циалистов высокой квалификации.
Заключение.
В статье изложен методический опыт преподавания
специальных дисциплин высшей математики, основанный, в частно-
сти, на изданных учебных пособиях [4–13]. Типовые расчеты, содер-
жащие методические указания по решению задач по спецкурсам,
имеют цель — помочь студентам старших курсов в усвоении основ-
ных понятий и принципов различных областей прикладной матема-
тики. Приобретенные знания помогут будущим специалистам при
решении прикладных математических задач, возникающих в практи-
ке инженерной работы, разовьют их способности на основе описания
технических процессов и явлений строить стандартные теоретиче-