Когнитивно-ситуационная модель обучения как средство формирования …
1
УДК 378.1:33
Когнитивно-ситуационная модель обучения
как средство формирования экономической
культуры личности
© Г.К. Девлет-Гельды, В.Г. Родионова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Проведен обзор современных парадигм образования, обоснована приоритетная
роль когнитивно-ситуационной модели обучения в процессе формирования когни-
тивных компетенций студентов технических вузов, освещен опыт использования
в учебном процессе проблемных ситуаций и кейсов.
Ключевые слова:
парадигмы образования, когнитивно-ситуационная модель, ко-
гнитивные компетенции, проблемные ситуации, кейсы.
Общемировая тенденция перехода от индустриальной к постин-
дустриальной стадии развития общества породила необходимость
изменения ориентиров и приоритетов в развитии образования. Пере-
довые педагоги-исследователи разрабатывают, обсуждают и внедря-
ют в образовательный процесс разнообразные модели (парадигмы)
образования.
Наиболее известными среди них являются следующие.
1.
Когнитивно-ориентированная
модель
. Термин «когнитив-
ность» (лат.
cognito
— познание, изучение, осознание) означает спо-
собность к умственному восприятию и переработке внешней инфор-
мации. Модель направлена на формирование знаний, умений и навы-
ков обучаемых, бережное отношение к опыту, накопленному
предыдущими поколениями. Главным источником знаний является
обучающий метод, уделяющий основное внимание развитию памяти
обучающихся, усвоению определенных знаний и способов деятель-
ности.
2.
Деятельностно-ориентированная модель.
Модель имеет четко
выраженную профессиональную направленность — подготовку обу-
чаемых к профессиональному труду. Выполняя социальный заказ
общества, начальные и средние профессиональные образовательные
учреждения готовят трудовые кадры, которые обладают необходи-
мыми компетенциями и способностью выполнять определенные
практические действия.
3.
Развивающее обучение.
В последней трети ХХ в. широкую из-
вестность и практическое распространение получили теории