Когнитивно-ситуационная модель обучения как средство формирования …
7
бом случае он должен заинтересовать студента, возбудить желание
разработать алгоритм принятия оптимального решения и тем самым
формировать экономическую культуру личности. Особый интерес у
студентов вызывает разбор конфликтных ситуаций, в которых оказы-
ваются участники хозяйственной деятельности.
Конфликтные ситуации могут:
1) как иметь, так и не иметь известных студентам аналогий для
принятия стандартных или уникальных решений;
2) являться теоретическими концепциями, требующими понима-
ния и применения знаний экономических законов и закономерностей.
Как, например, при обсуждении известного положения А. Смита:
«Почему вода, которая настолько необходима, что без нее невозмож-
но жить, имеет низкую цену, в то время как у алмазов, которые со-
вершенно не нужны, такая высокая цена?»;
3) представлять собой практические реалии, направленные на по-
нимание основных мотивов и механизмов принятия эффективных
управленческих решений. Например, при обсуждении проблемы: «Как
разрешить конфликт между ракетно-космической корпорацией и Ми-
нистерством финансов, сократившим финансирование государствен-
ного заказа по разработке космических летательных аппаратов?».
Приведем в качестве примера использования технологии «кейс-
метод» описание реального события, которое произошло в 1950-е го-
ды и нашло отражение в рассказе молодого управляющего.
Роковая ошибка или победа?
«Эта история произошла давно, но ее результат мы ощущаем
до сих пор.
Мы создали совершенно новую модель приемника на транзисто-
рах. Это был небольшой по размеру и очень практичный приемник, и
наша фирма очень гордилась им. Его цена (примерно 30 долл.) позво-
ляла нам покрыть высокие издержки и получить приемлемую при-
быль (10–11 % к затратам) при условии продаж не менее 10 тыс.
единиц продукции. Однако в то время рынок в нашей стране не мог
принять такого количества этой продукции, так как заработная
плата населения была относительно низкой. Мы стали искать
внешние рынки.
Я отправился в Нью-Йорк и стал обходить с нашим приемником
всех возможных рыночных торговцев. На многих из них приемник не
произвел впечатления. «Зачем вы делаете такие маленькие приемни-
ки? — спрашивали они. — В Америке все хотят иметь большие при-
емники. У нас большие дома и очень много места. Кому нужны та-
кие миниатюрные вещи?»
Я объяснял им, что если каждый член семьи имеет отдельную
комнату, то будет очень удобно, никому не мешая, включить такой