Г.К. Девлет-Гельды, В.Г. Родионова
6
ном опыте студента, его родных или друзей. Делясь своими знаниями
и опытом, студенты берут на себя часть обучающих функций препо-
давателя. Это создает фундамент для взаимопонимания, сотрудниче-
ства и повышает мотивацию обучения.
При обсуждении проблемной ситуации обучающийся должен
осознать
наличие в ней проблемы; на основе анализа ситуации
сформулировать
проблему; путем размышления и рассуждения
ре-
шить
ее. При этом важен не столько результат, сколько сам процесс
его получения, развивающий умственные, познавательные и созида-
тельные способности обучающихся. Очень важно, что при этом по-
является возможность подкреплять теоретические знания по изучае-
мому предмету межпредметными знаниями (культурологическими,
историческими, естественнонаучными) и субъективным жизненным
опытом обучающихся.
Приведем в качестве примера развития созидательных способно-
стей студентов проблемную ситуацию, которая имела место в работе
всемирно известной компании по производству спортивных товаров
и аксессуаров «Рибок»:
в двух филиалах компании, производящих
кроссовки в Таиланде и на Тайване, воровство персоналом готовой
продукции достигло таких масштабов, что руководство компании
уже не могло мириться с этой ситуацией, затрагивающей экономи-
ческие интересы корпорации в целом. И тогда аналитики фирмы
нашли простое и бескомпромиссное решение данной проблемы,
напрочь искоренившее воровство.
Студентам предлагается выступить в роли аналитиков компании
и найти ответ на вопрос: «
Что это было за решение, и какое решение
предложили бы вы сами в подобной ситуации?».
Проблемная ситуация вызывает интерес у студентов и активизи-
рует их желание найти оригинальное и нестандартное ее решение.
Когда же они узнают, что в соответствии с предложением аналитиков
фирмы в Таиланде стали производить кроссовки на правую ногу, на
Тайване — на левую, а укладывать кроссовки в коробки — в Европе
и Америке, они понимают, что все гениальное — просто.
Наряду с рассмотрением проблемных вопросов и ситуаций ког-
нитивно-ситуационная модель обучения включает обсуждение кейсов.
Кейс означает «случай», иначе говоря, кейс-метод направлен на
разбор и анализ конкретной экономической ситуации, поиск выхода
из которой не дают ни имеющиеся у обучаемого теоретические зна-
ния, ни предложенная информация. Кейс вызывает интеллектуальное
затруднение, с одной стороны, и стимулирует креативное мышление,
с другой.
Кейс может иллюстрировать теорию, отражать практическую си-
туацию или совмещать теорию и хозяйственную практику. Но в лю-