Когнитивно-ситуационная модель обучения как средство формирования экономической культуры личности - page 2

Г.К. Девлет-Гельды, В.Г. Родионова
2
Л.В. Занкова (формирование теоретических знаний и эмпирического
мышления обучаемых), Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова (развитие
теоретических знаний и познавательных способностей обучаемых
путем наблюдения, мышления, анализа, планирования и рефлексии),
Б.П. и Л.А. Никитиных. Принципы развивающего обучения — веду-
щая роль теоретических знаний, обучение на высоком уровне слож-
ности, быстрый темп изучения материала, осознание обучаемыми
процесса учения, использование игровых элементов, акцент на само-
стоятельность и свободу творчества.
4.
Личностно-ориентированная модель.
Ее теоретические основы
заложены в трудах Н.В. Алексеева, Д.А. Белухина, В.В. Давыдова,
В.В. Серикова, И.С. Якиманской и др. Практическое воплощение мо-
дель нашла в деятельности педагогов-новаторов Ш.А. Амонашвили,
И.П. Волкова, Е.Н. Ильина, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталова и дру-
гих. Выдвигая в качестве цели обучения развитие личности обучае-
мого, они стремились на практике объединить различные дидактиче-
ские подходы — решение творческих задач, проблемное обучение,
моделирование и др. Главная идея личностно-ориентированной мо-
дели обучения — отношение педагога к обучаемому как к личности,
самостоятельному и ответственному человеку, имеющему богатый
внутренний мир, индивидуальные склонности и потребности. Учет и
развитие индивидуальности — обязательное условие реализации
данной парадигмы образования.
5.
Человекосообразность образования.
Исследование и распро-
странение этой парадигмы осуществляет научная школа В.А. Хутор-
ского. Цель образования — самореализация человека; задача —
обеспечить соответствие обучения миссии человека. Это требует ре-
шения трех исследовательских подзадач: выявление потенциала обу-
чаемых, который может и должен быть реализован с помощью обра-
зования; учет особенностей жизни человека и реализация их с помо-
щью образования; определение миссии человека в мире, времени,
пространстве, культуре и повышение роли образования для осу-
ществления этой миссии.
6.
Личностно-развивающая модель.
Теоретиками парадигмы яв-
ляются А.В. Петровский, В.В. Сериков. Главная цель обучения — не
только развитие личности обучаемого, где средством этого развития
выступают знания, умения и навыки, но и саморазвитие и самореали-
зация личности обучаемого. Задачей личностно-развивающего обу-
чения является «развитие универсальных способностей обучаемых:
автономности, самостоятельности, ответственности, самоопределе-
ния, рефлексии» [3].
7.
Природосообразное образование.
Теоретические и методоло-
гические основы парадигмы обоснованы В.П. Беспалько. Учебная
1 3,4,5,6,7,8,9
Powered by FlippingBook