Когнитивно-ситуационная модель обучения как средство формирования экономической культуры личности - page 4

Г.К. Девлет-Гельды, В.Г. Родионова
4
ра — формирования знаний, умений, навыков, а также когнитивных
компетенций.
Начиная с культур классической древности (греко-римской, ви-
зантийской, древнерусской и др.), задача обучения состояла в том,
чтобы передать обучаемым определенный объем знаний, накоплен-
ный предыдущими поколениями. Но в ХХI в. главная цель образова-
тельного процесса другая — научить молодое поколение учиться,
ибо для многих людей уже сегодня, а в будущем — практически для
всех непрерывное образование станет неотъемлемой частью бытия.
Следовательно, задача обучающего — пробудить интерес к учению,
сделать так, чтобы процесс обучения вызывал положительные эмо-
ции у обучаемых, желание не только получать знания, но и само-
утверждаться и развиваться. Особое место в решении этой задачи
принадлежит такому методу обучения, как ситуационный анализ.
Именно он создает психологическую установку не на запоминание
материала, а на понимание и формирование интереса к изучаемому
предмету, развивает интеллектуальные способности обучаемых, по-
буждает к самостоятельному поиску недостающей информации и ее
осмыслению, формирует психологическую готовность к будущей
профессиональной деятельности.
Поэтому современная модель обучения видится нами как
когни-
тивно-ситуационная.
Если термин «когнитивность» следует пони-
мать как познание объективной реальности путем мыслительной дея-
тельности, то термин «ситуация» означает обстоятельства, состояние,
условия, требующие не только осмысления, но и деятельности чело-
века. Иначе говоря, ситуационный анализ предполагает приобрете-
ние практического навыка деятельности в разрешении реальных со-
циальных, политических, экономических и других ситуаций.
В основе этого анализа лежит осознанное движение от незнания к
знанию, которое становится средством формирования умений. Имен-
но в столкновении знания и незнания рождается стремление разре-
шить противоречие между ними, появляется мотив обучения, по-
требность движения вперед, и формируются ключевые
компетенции
в различных сферах жизнедеятельности.
Как известно, компетентностный подход к обучению впервые
сформировался в США в 1960-е годы и завоевал популярность во
всем мире. Вместе с тем термин «компетенция» до сегодняшнего дня
не имеет однозначной трактовки. Одни исследователи понимают под
ним «результат образования» [6], другие — «интегральное качество
личности» [5], третьи — «владение совокупностью компетенций» [2].
Однако, исходя из того, что компетенция
(лат
. competere —
соответ-
ствовать, подходить) означает знания, опыт в определенной сфере
деятельности или круг вопросов, в которых человек хорошо осве-
1,2,3 5,6,7,8,9
Powered by FlippingBook