Когнитивно-ситуационная модель обучения как средство формирования экономической культуры личности - page 5

Когнитивно-ситуационная модель обучения как средство формирования …
5
домлен, большинство исследователей приходят к выводу, что компе-
тенция — это совокупность знаний, умений и навыков, характеризу-
ющих способность и готовность человека к качественной продуктив-
ной деятельности. При этом компетенция включает и личностную
составляющую: мотивационную, этическую, социальную и поведен-
ческую стороны человека, проявляющиеся в его стремлении исполь-
зовать приобретенные в процессе обучения знаний, умения и навыки
на практике.
Если говорить о высшей школе, то важнейшим условием приоб-
ретения компетенций в рамках когнитивно-ситуационной модели
обучения является формирование твердого убеждения студентов в
необходимости получения знаний, умений и навыков, которые будут
востребованы в будущей профессиональной деятельности. Особенно
актуальна эта задача в технических вузах, где в соответствии с ФГОС
ВПО наряду с изучением дисциплин общепрофессионального цикла
студенты получают экономическую подготовку.
В рамках блока естественнонаучных фундаментальных дисци-
плин студенты учатся решению конкретных задач, элементы которых
обозначаются как «дано» и «найти». Формирование экономической
культуры и понимание сущности экономических процессов основы-
ваются на субъективном опыте и мышлении студентов, нахождении
связей или отношений между известными и неизвестными понятия-
ми, закономерностями, являниями. При этом студенты должны не
только размышлять и рассуждать, но и осознавать личную, экономи-
ческую и социальную значимость рассматриваемых задач и проблем.
Это достигается, в первую очередь, путем обсуждения проблемных
вопросов и ситуаций.
В отличие от репродуктивных вопросов, направленных на выяс-
нение содержания понятия и начинающихся, как правило, со слов
«Что означает...», проблемный вопрос начинается со слов: «Как...»,
«Почему...», «Что думаете о...». Например: «Как объяснить предло-
жение коммерческого банка предоставить кредит под 0% годовых,
если целью его деятельности является получение прибыли?», «Поче-
му потребители согласны переплачивать, когда за одни и те же услу-
ги в разных парикмахерских им предлагают разные цены?», «Можно
ли выиграть во время инфляции, когда у подавляющей части населе-
ния уровень жизни падает?».
Проблемные вопросы, предполагающие усвоение как получен-
ных ранее, так и открытых в ходе обсуждения новых знаний, разви-
вают экономическое мышление обучающихся, формируют компе-
тенции творческого подхода и овладение методами научного анализа
проблем общества и конкретных экономических ситуаций. Хорошо,
если обсуждение проблемных вопросов основывается на персональ-
1,2,3,4 6,7,8,9
Powered by FlippingBook