Когнитивно-ситуационная модель обучения как средство формирования …
3
деятельность в ней опирается на природные задатки обучаемых.
Направленность и избирательность изучения академических и при-
кладных наук, приобретение практических знаний и умений по раз-
нообразным видам деятельности подчинены доминантным задаткам
учащихся. Цель персонализированного профессионально-ориентиро-
ванного образования — подготовка молодежи к современной жизни,
создание условий для будущей плодотворной деятельности, возмож-
ности достичь обучаемыми вершин мастерства, стать истинными
творцами, способными «генерировать новые идеи в областях дея-
тельности, освоенных ими соответственно их доминантным задат-
кам» [1].
Сложно выделить лучшую или худшую из перечисленных пара-
дигм образования. Каждая соответствует своему времени и, обосно-
вывая различные цели и задачи образования, стремится поднять его
на новую высоту, наполнить ценностно-смысловой ориентацией.
И все-таки, на наш взгляд, самые пропагандируемые и широко
обсуждаемые модели — личностно-ориентируемая и личностно-
развивающая — имеют один общий недостаток. Их авторы, доказы-
вая назревшую необходимость развития личности обучаемого, не
предлагают технологий, развивающих личность. Наш многолетний
опыт работы в сфере образования показывает, что личностно-ориен-
тированная и личностно-развивающая парадигмы могут успешно
применяться при индивидуальной работе с обучаемым или при рабо-
те с небольшим, состоящим из нескольких человек, коллективом
учеников. Только в этом случае появляется реальная возможность
проникнуть во внутренний мир обучаемого, узнать его склонности,
потребности и целенаправленно развивать его личностные и миро-
воззренческие качества путем использования персонифицированно
подобранных педагогических технологий.
Однако, работая с большими коллективами учащихся (25–30 уче-
ников в классе общеобразовательной школы, 100 человек в студен-
ческом потоке, 20–25 студентов в группе), в рамках ограниченного
учебного времени практически невозможно узнать досконально,
чем живет и как дышит каждый ученик. Поэтому, относясь с уваже-
нием к авторам и сторонникам моделей ориентированного обуче-
ния, ратующим за «индивидуальное развитие субъектов учения, са-
модетерминацию, саморегуляцию, самоопределение личности в об-
разовательном пространстве» [3], следует сказать, что эти благие
пожелания теоретиков-исследователей не могут быть широко реа-
лизованы в практической деятельности. Не случайно до сегодняш-
него дня самой распространенной парадигмой образования в нашей
стране остается
когнитивная,
которая вбирает в себя новаторские
идеи других моделей, не теряя при этом своего концептуального яд-