9
и локальное состояние. Постмодернистская борьба с иерархиями,
утверждение равноправия всех позиций, стилей и ориентаций во всех
сферах жизни человека и отсутствия каких бы то ни было заданных
субъекту извне критериев выбора между ними действительно подры-
вают основы традиционного воспроизводства культурных образцов.
Возникает опасный разрыв между невероятными возможностя-
ми, которые Интернет открывает для человеческого самоутвержде-
ния и творчества, и уровнем самих людей, которые в массе своей не
способны адекватно их использовать. В условиях безграничного плю-
рализма, постулирующего равнозначность всех видов знаний, норм
и ценностей, от человека требуется делать осознанный выбор между
ними, уметь складывать разрозненные «блипы» информации в ту или
иную мозаичную картину реальности и выстраивать свои собственные
иерархии. В информационном хаосе современного мира на это способ-
на только высокоразвитая автономная личность. Но, например, в на-
шей стране развитие такой личности, способной на самостоятельную
активность, самоутверждение, «самостоянье» (А.С. Пушкин), никогда
не являлось приоритетом — скорее наоборот.
Будущее постмодернизма в россии и в мире.
Россия в начале но-
вого тысячелетия ощутимо отстает от скорости происходящих пере-
мен — во всяком случае, от темпов западной цивилизации, уже пе-
режившей футуршок и существующей в пространстве, называемом
некоторыми исследователями after-postmodernism. Архаические и мо-
дернистские элементы нашей социальной практики накладываются на
постмодернистскую реальность в самых негативных ее проявлениях
(неплохой перечень предлагает П.К. Гречко — «в виде катастройки,
лыкового плюрализма, этнократии, тоталитарного рынка, безнрав-
ственной морали и тому подобных вещей» [см. 2]). Конечно, и совет-
ские времена были просто царством симулякров (а если обращаться
к более далекому прошлому, то их в изобилии порождала еще петров-
ская европеизация России — сам Петербург может быть отнесен к та-
ковым, а позже — многочисленные «потемкинские деревни» и т. п.
[см., напр., 6]). Но сегодняшняя российская повседневность буквально
наполнена постмодернистскими феноменами: смешение всего со всем
(например, двуглавый орел, трехцветный флаг и «сталинский» гимн
как политические символы одного государства), симулятивный шоу-
бизнес (где пустых копий без оригинала — несть числа), тотальная
ирония (стёб), мистифицированная реальность (когда демократия —
не демократия, выборы — не выборы, теледебаты — не теледебаты,
парламент — не парламент, литература (в лице, скажем, Дарьи Дон-
цовой и т. п.) — не литература etc.etc. — примеры можно множить).
Философия постмодернизма: опыт популярного изложения