8
осмысление предшествовало «факту» — и заслуга постмодернизма
здесь несомненна.
Новые реалии, порожденные Интернетом (информационный шок,
виртуализация жизни, кризис традиционных ценностей и т. д.) во
многом уже проанализированы постмодернистскими философами, от-
нюдь не считающими их симптомами фатального кризиса современ-
ной культуры. Скорее их можно трактовать как зарождение нового
типа культуры, контуры которого вырисовываются все отчетливее.
ЭТО и компактные формы передачи информации, с неизбежностью
сопровождающиеся утратой части ее содержания и деформацией ее
восприятия (популярность дайджестов, антологий, энциклопедий, ви-
деороликов на YouTube и т. п.). ЭТО и появление нового типа лично-
сти — расщепление прежде единого и неделимого Я в условиях воз-
можности конструирования с помощью компьютера альтернативных,
игровых личностей, обретения текучего (Д. Хармс) сознания с незакре-
пленными устоями, с вариантами собственной биографии (современ-
ную молодежь уже называют reset-generation: это восприятие жизни
по аналогии с компьютерными операциями — в любой момент нажал
кнопку перезагрузки и начал заново, с новой историей и новой жиз-
нью). ЭТО и порождаемые Интернетом новые — сетевые — формы
человеческой активности (сетература, чаты etc.), логика которых не
всегда совпадает с логикой социальных, культурных, политических
и прочих институтов вне-сетевой реальности, и т. д. Компьютерные
технологии так настойчиво и стремительно вторгаются во все сферы
человеческого «жизненного мира», что — с учетом интенсивного раз-
вития биотехнологий — симбиоз «человек-компьютер» вполне может
стать очередной стадией в эволюции человечества.
Многочисленные концепции «смертей», «закатов», «сумерек»
и «концов», развиваемые философами на протяжении последних полу-
тора веков, действительно констатируют окончание очередного этапа
истории, а, значит, и присущего ему типа культуры. /Правда, идущую
ему на смену «компьютерную» культуру иные авторы и культурой на-
зывать отказываются — в лучшем случае «посткультурой», или даже
тектурой!/ Ведь современные информационные технологии в некото-
ром смысле трансформируют природу знания — и на самом деле изме-
няют прежнее понимание культуры. Как известно, в одном из своих ла-
тинских значений культура есть нечто возделанное и возделывающее,
организованное и организующее, т. е. построенное на авторитете и экс-
пертизе, — и, по сути, недемократичное, как всякий канон. Она под-
разумевает устойчивую общую иерархию. Но в ризомном компьютер-
ном пространстве иерархия может существовать лишь как временное
М.М. Догужиева