2
М.М. Догужиева
Ж. Батай) и многие другие — осуществляли всестороннюю ДЕКОН-
СТРУКЦИЮ (термин Ж. Дерриды) — т. е. разрушение философской
традиции с одновременным ее переосмыслением
1
. Ж.-Ф. Лиотар неда-
ром сравнивал постмодернистскую аналитику с психоаналитической
проработкой пережитого в виде использования сновидений, алогичной
игры свободных ассоциаций и т. п.: по его мнению, если западная ци-
вилизация не «переработает» свой негативный опыт, она обречена на
повторение «современного невроза», на углубление собственных про-
блем, которые — в условиях неизбежной глобализации — постинду-
стриальные страны распространяют на весь остальной мир.
Основные идеи и понятия.
Критики постмодернизма обрушива-
ются на него как на «циничную философию», которая смеет отрицать
наличие не только Бога, но и истины, этики и даже самой объектив-
ной реальности! [см., напр., 4] Действительно, общей философской ос-
новой постмодернизма стала трактовка человеческой реальности как
знаково-информационного «субъект-субъектного» пространства, не
соотносимого ни с какой «объективной реальностью» (которая сама по
себе рассматривается лишь как одна из языковых конструкций). Мир
человека — это мир языка, который стал главным предметом фило-
софского интереса в ХХ веке. Отсутствие объективной реальности как
оригинала, с которым соотносится наше знание, означает и отсутствие
в наших знаниях и представлениях независимой от воли субъекта «аб-
солютной истины» как соответствия оригиналу. Эти идеи, восходящие
к скептицизму и агностицизму, перестали быть достоянием экстрава-
гантных одиночек и превратились в массовую философскую моду, ста-
ли выразителями общего умонастроения.
Человек обнаруживает, что живет в мире «копий» без оригиналов
и «имитаций» без подлинных образцов: эти образы и подобия (по-
латыни — симулякры), создаваемые самими людьми, и есть их «на-
стоящая реальность». Ж. Бодрийяр, использующий термин «симулякр»,
призывал не путать его с банальным «искажением», «симуляцией»:
«СИМУЛЯКР — это вовсе не то, что скрывает собой истину, — это ис-
тина, скрывающая, что ее нет. Симулякр есть истина» [1]
2
. Производство
1
Деконструкция — это именно сочетание деструктивности и конструк-
тивности, хотя последнее обычно не замечается противниками постмодер-
низма: по шутливому замечанию В. Пелевина (в «Диалектике Переходного
Периода (из ниоткуда в никуда)», Деррида просто перевел на французский
язык русское слово «разборка»…[5].
2
Высмеивая, по своему обыкновению, постмодернистскую терминоло-
гию, В. Пелевин в упомянутом выше романе изложил это так: «Это когда ты
делаешь куклу куклы. И сам при этом кукла».