Философия постмодернизма: опыт популярного изложения - page 5

5
о знаменитом фрейдовском психоанализе — и, действительно, оно
было придумано, как и многое другое, в отталкивании от традиций ве-
ликих предшественников. С точки зрения З. Фрейда, рациональность
врача стоит заведомо выше ценностных установок пациента-шизоф-
реника, а с позиций Ф. Гваттари (профессионального психиатра) точ-
ка зрения шизофреника (с ее отклонением от общепринятых норм и
нарушением установленных границ) есть просто нестандартный ответ
на ситуацию, особая ценностная перспектива. Поистине, «наша пато-
логия является нашей возможностью»! Потому, признавая равнопра-
вие позиций врача-психиатра и пациента, Делёз и Гваттари назвали
свой подход шизоанализом. /Разумеется, в этом немалую роль сыграла
свойственная всем постмодернистам провокативность.../
В условиях, когда язык становится основой человеческого суще-
ствования, реальность предстает перед нами в виде некоего текста —
Текста с большой буквы, или ГИПЕРТЕКСТА. Ж.Деррида со свой-
ственным ему радикализмом провозгласил: «Нет ничего вне текста»!
Расширенное почти беспредельно понятие текста, в котором запечат-
лена вся культура, создает представление, что понять смысл текста
можно лишь через другой текст — и так до бесконечности. Ситуация
«ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ» (Ю. Кристева) и постоянно разрас-
тающийся «контекст» человеческой деятельности приводят к тому,
что было когда-то названо «СМЕРТЬЮ АВТОРА» (Р. Барт), или даже
шире — «смертью субъекта»: конкретная личность пропадает в бес-
конечном информационном лабиринте знаков и смыслов. Перегру-
женная сложностью культура по видимости уже не порождает ничего
нового — кочующие из книги в книгу, из фильма в фильм сюжеты,
повторы-ремейки, ремиксы и пронумерованные продолжения-сикве-
лы являются типичным примером. Кроме того, по бесконечному про-
странству гипертекста можно бродить в любом направлении — как ко-
чевники-номады бродят по пустыне, где по определению нет никаких
проложенных дорог. НОМАДИЗМ (термин Ж. Делёза) — это свобод-
ный путь мысли, которая динамична по своей природе и никогда не
останавливается. А ощущение того, что в мире гипертекста всё есть
и всё уже сказано, усиливается оттого, что действительно всё «новое»
оказывается «хорошо забытым старым» — и в культуре торжествуют
отсылки и цитаты
1
.
1
Есть американский анекдот про студента-филолога, который впервые
прочитал шекспировского «Гамлета» и с разочарованием убедился: ничего
в этой классике особенного нет—так, собрание расхожих слов и выражений...
Философия постмодернизма: опыт популярного изложения
1,2,3,4 6,7,8,9,10,11,12,13
Powered by FlippingBook