Философия постмодернизма: опыт популярного изложения - page 4

4
всеобщность и общезначимость интеллектуальных построений. Было
обосновано существование множества социально-исторически обу-
словленных «разумов» — и единый «трансцендентальный субъект», от
имени которого выступала европейская философия, оказался не более
чем состоятельным европейским мужчиной средних лет, рационализа-
ция предубеждений которого есть лишь один из возможных вариантов
философского дискурса.
Более того, веру в наличие единого, задающего общую норму Раз-
ума постмодернисты прямо связали с политической репрессивно-
стью — со страшными тоталитарными диктатурами ХХ века (хотя уже
И. Кант сравнивал единую метафизику с «полицейской системой»!).
М. Фуко, последовательно переходя от «археологии знания» к «гене-
алогии власти», убедительно продемонстрировал как социальную об-
условленность познания, так и знаково-символическую природу ре-
прессивной власти.
Борьба с бесчисленными «властными вертикалями» и «центризма-
ми» (фоно-, этно-, тео-, лого-, фалло- и т. д.) велась в защиту много-
образия, против подавления или игнорирования «иного», Другого, за
примат «РАЗЛИЧЕНИЯ» (differance — знаменитый термин, сконстру-
ированный Ж. Деррида) над тождеством: деконструкция стала мето-
дом выявления различий и наращивания разнообразия. Утверждая
равноправие всех позиций, стилей и ориентаций во всех сферах су-
ществования человека (по знаменитому выражению П. Фейерабенда,
anything goes — годится всё!), постмодернизм объявил об отсутствии
каких бы то ни было заданных субъекту извне критериев выбора между
ними, об отсутствии самих по себе существующих правил, иерархии
и порядка. Все они оказываются изобретениями самого человека —
и потому могут быть им же и отвергнуты
1
. Американский философ
ХХ века Ф. Джеймисон, считая, что постмодернистский плюрализм,
при котором каждая точка зрения достойна уважения, допустим лишь
в сфере искусства, замечает с юмором, что его ни в коем случае нельзя
пускать в инженерное дело... Возможно, он не пустил бы постмодерни-
стов и в медицину — с учетом того, как использовали постмодернист-
ские авторы Ж. Делёз и Ф. Гваттари образы врачей и пациентов в сво-
ей концепции ШИЗОАНАЛИЗА. Название ее не может не напоминать
1
В этой связи очень современно звучит забавное высказывание амери-
канского писателя XIX века Марка Твена о правописании: «Я жалею того,
у кого не хватает фантазии писать слово то так, то этак» (словно он предви-
дел нынешний разгул «языковых игр» типа компьютерного oлбанского языка
и языковых «обрубков» смс-ок на фоне неуклонного и повсеместного паде-
ния грамотности).
М.М. Догужиева
1,2,3 5,6,7,8,9,10,11,12,13
Powered by FlippingBook