12
постмодернизма — тот самый after-постмодернизм — изменяет неко-
торые его парадигмы. В частности, происходит некий возврат к так
называемому «культурному классицизму» (М. Готдингер), что связано
с «реанимацией «значения» (Дж. Уард), или «возвратом утраченных
значений» (включая не только собственно знаковый, но и ценностный
смысл слова «значение»!).
Происходит также переход от трактовки реальности как текста к ее
трактовке как коммуникации (еще Ж. Бодрийяр определял современ-
ную культуру как «экстаз коммуникации» — что более чем понятно
обладателям мобильных телефонов, любителям Скайпа, чатов и сай-
тов знакомств). Вместо констатированной в постмодернизме «смерти
субъекта» ставится цель его «воскрешения» и обретения самоиденти-
фикации посредством Другого — через разнообразные коммуника-
ции с иными Я
1
. Сейчас постмодернизм пытается обрести «золотую
середину» между крайностями эгоцентричного индивидуализма и то-
талитарной коллективности — когда Я становится субъектом диалога
и входит в сообщества, объединяемые любыми интересами (религи-
озными, этническими, экологическими, политическими, культурными
и т. д.). Интернет в изобилии порождает такие сообщества с присущим
им особым типом «коммуникативной рациональности» (Ю. Хабермас)
и возможностью взаимопонимания и консенсуса, что также активно
обсуждается постмодернистской философией. При этом, реализуясь
в разных Интернет-сообществах и примеряя на себя разные «роли»,
человек вполне может оставаться самим собой, объединяя все свои
«лики» на собственной личной страничке.
Конечно, какими будут конкретные организационные формы новой
компьютерной культуры — дело будущего. Но постмодернизм как по-
пытка создания нового концептуального пространства уже внес боль-
шой вклад в их обоснование и реализацию. Не случайно язык пост-
модернистской философии (такие понятия, как дискурс, симулякр,
ризома, нарратив, интертекстуальность, деконструкция etc.) уже давно
используется в самых разных сферах человеческой деятельности. Идеи
постмодернизма стали новой модификацией вечных проблем бытия,
поисками новых параметров человеческого существования, новых
ответов на вечный вопрос, что есть Я в мире так стремительно изменя-
ющихся идей, слов и вещей.
1
Не сказать, чтобы это была очень свежая мысль: задолго до- и тем бо-
лее after- постмодернизма К. Маркс красиво сформулировал, что «человек
смотрится как в зеркало в другого человека» — не говоря уже о более позд-
ней неклассической философии в лице экзистенциализма и идей диалогизма
М. Бахтина и европейских теологов любого толка (от М. Бубера до П. Тилли-
ха и Р. Гвардини).
М.М. Догужиева