10
Иллюзорность и фиктивность современной российской действитель-
ности вызывает у массы людей настоящую тоску по подлинности, по
твердой почве под ногами (у многих — и по «твердой руке»), по не-
обходимым любому человеку, как воздух, истинным нормам, абсолют-
ным ценностям и непоколебимым устоям. Но ни декларации на поли-
тическую злобу дня, ни бездумное обращение к уже готовым образцам,
освященным тысячелетней практикой и все более санкционируемым
властью, — религиозным ценностям — не в состоянии заменить дли-
тельную, кропотливую работу по переосмыслению нашего и мирово-
го исторического опыта, заменить философскую рефлексию — все то,
что на Западе было осуществлено в рамках постмодернизма.
Безусловно, постулируемая постмодернизмом равнозначность всех
видов знаний и убеждений и свободы выбора между ними ставит че-
ловека перед нелегкой необходимостью самому принимать решения и
брать на себя ответственность за свой выбор. Европейская философия
(в лице экзистенциализма и т.п.) многократно анализировала ситуа-
цию, когда люди, не выдерживая этого бремени, «бегут от свободы»
под спасительную сень вечных ценностей, религиозных догматов,
санкционированных властью принципов и т.п. Но торопливое возведе-
ние очередной единой теоретической вертикали, «параллельной» вер-
тикали власти, не в состоянии заменить индивидуальный поиск нового
смысла, собственную адаптацию к новому уровню сложности жизни,
которые предполагаются постмодернизмом.
Очевидно, что в информационном постиндустриальном мире пре-
имущество всегда будет иметь общество, где найдется достаточно лич-
ностей, способных к такого рода поиску. И не только в России — во
всем мире складывание нового социокультурного пространства идет
болезненно, противоречиво, с зигзагами и отступлениями. Западная
цивилизация, с одной стороны вроде бы защищающая постмодернист-
ские идеи личной свободы, толерантности к Иному, политкорректности
и мультикультурализма, в то же время пытается так или иначе навязать
свой алгоритм существования другим культурам и цивилизациям, со-
противление которых насильственному внедрению западных моделей
принимает все более опасные формы (терроризм в XXI веке стал миро-
вой проблемой). И Запад уже готов отказаться от приобретенных до-
рогой ценой ценностей свободы и плюрализма… Тем не менее одним
из важных следствий постмодернистского философского дискурса ста-
ло осознание того, что Запад есть лишь элемент многоцветной обще-
мировой мозаики, что его культура и его путь — отнюдь не вершина
и не образец для плюралистичного человечества. Разумеется, не все
представители американской и европейской властной элиты готовы
М.М. Догужиева