НБИК-технологии как вызов образованию
Гуманитарный вестник
# 1·2018 9
нико-технологических и социогуманитарных довольно жестко раз-
граничены. А это означает, что и реальность для будущих инженеров
предстает как мир фрагментарный, но не взаимозависимый, целост-
ный.
Инженер в такой парадигме решает конкретную задачу, не видя
всего контекста — не только социального и культурного, но и техно-
логического. Подобная деятельность как минимум не дает инноваци-
онной перспективы (так как самые передовые разработки творятся на
границах), а как максимум может приводить к деструктивным для
человека, общества и природы последствиям.
Во-вторых, у любого современного технико-технологического
новшества есть фундаментальные истоки, знание которых расширяет
интеллектуальный диапазон студента, показывает пути творческого
поиска.
В-третьих, социотехнические системы формируются и развива-
ются в ситуации социальной неопределенности, предполагающей
осуществление выбора способа действия. Обоснование этого выбора
требует наличия развитого вариативного мышления студента, кото-
рое обеспечивается знанием современных достижений науки, в част-
ности основ теории сложных систем (синергетики).
В-четвертых, общество риска, каким является современное обще-
ство, для которого характерны нелинейность, неустойчивость, нерав-
новесность, требует от специалиста способности действовать само-
стоятельно, принимать адекватные решения в быстро меняющихся
условиях и брать на себя ответственность. Следовательно, специа-
лист должен обладать такими компетенциями, которые позволяют
ему находиться в состоянии непрерывного саморазвития, самообра-
зования, — сегодня невозможно получить знания раз и навсегда.
ЛИТЕРАТУРА
[1]
Каку М.
Физика будущего
. Москва, Альпина нон-фикшн, 2016, 584 с.
[2]
Лэпп Р.
Атомы и люди
. Москва, Издательство иностранной литературы,
1959, 290 с.
[3]
Уотсон Р.
50 идей, о которых нужно знать
. Москва, Фантом Пресс, 2015,
208 с.
[4]
Юдин Б.Г. Технонаука и «улучшение» человека.
Epistemology & Philosophy
of Science
, 2016, № 2, с. 18–27.
[5]
Коллинз Ф.
Доказательства Бога: аргументы ученого
. Москва, Альпина
нон-фикшн, 2008, с. 197.
[6]
Горохов В.Г.
Технические науки: история и теория (история науки с фило-
софской точки зрения)
. Москва, Логос, 2012, 512 с.
[7]
Технологии подготовки инженеров нового типа обсудили в СПбПУ
. URL:
http://www.nanonewsnet.ru/news/2014/tekhnologii-podgotovki-inzhenerov-novogo-tipa-obsudili-v-spbpu (дата обра-
щения 20.10.2017).