Previous Page  9 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 12 Next Page
Page Background

НБИК-технологии как вызов образованию

Гуманитарный вестник

# 1·2018 9

нико-технологических и социогуманитарных довольно жестко раз-

граничены. А это означает, что и реальность для будущих инженеров

предстает как мир фрагментарный, но не взаимозависимый, целост-

ный.

Инженер в такой парадигме решает конкретную задачу, не видя

всего контекста — не только социального и культурного, но и техно-

логического. Подобная деятельность как минимум не дает инноваци-

онной перспективы (так как самые передовые разработки творятся на

границах), а как максимум может приводить к деструктивным для

человека, общества и природы последствиям.

Во-вторых, у любого современного технико-технологического

новшества есть фундаментальные истоки, знание которых расширяет

интеллектуальный диапазон студента, показывает пути творческого

поиска.

В-третьих, социотехнические системы формируются и развива-

ются в ситуации социальной неопределенности, предполагающей

осуществление выбора способа действия. Обоснование этого выбора

требует наличия развитого вариативного мышления студента, кото-

рое обеспечивается знанием современных достижений науки, в част-

ности основ теории сложных систем (синергетики).

В-четвертых, общество риска, каким является современное обще-

ство, для которого характерны нелинейность, неустойчивость, нерав-

новесность, требует от специалиста способности действовать само-

стоятельно, принимать адекватные решения в быстро меняющихся

условиях и брать на себя ответственность. Следовательно, специа-

лист должен обладать такими компетенциями, которые позволяют

ему находиться в состоянии непрерывного саморазвития, самообра-

зования, — сегодня невозможно получить знания раз и навсегда.

ЛИТЕРАТУРА

[1]

Каку М.

Физика будущего

. Москва, Альпина нон-фикшн, 2016, 584 с.

[2]

Лэпп Р.

Атомы и люди

. Москва, Издательство иностранной литературы,

1959, 290 с.

[3]

Уотсон Р.

50 идей, о которых нужно знать

. Москва, Фантом Пресс, 2015,

208 с.

[4]

Юдин Б.Г. Технонаука и «улучшение» человека.

Epistemology & Philosophy

of Science

, 2016, № 2, с. 18–27.

[5]

Коллинз Ф.

Доказательства Бога: аргументы ученого

. Москва, Альпина

нон-фикшн, 2008, с. 197.

[6]

Горохов В.Г.

Технические науки: история и теория (история науки с фило-

софской точки зрения)

. Москва, Логос, 2012, 512 с.

[7]

Технологии подготовки инженеров нового типа обсудили в СПбПУ

. URL:

http://www.nanonewsnet.ru/news/2014/

tekhnologii-podgotovki-inzhenerov-novogo-tipa-obsudili-v-spbpu (дата обра-

щения 20.10.2017).