Previous Page  7 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 12 Next Page
Page Background

НБИК-технологии как вызов образованию

Гуманитарный вестник

# 1·2018 7

К сожалению, А. Кулешов не называет причин сложившейся в

отечественном образовании ситуации (а, как известно, лишь зная

причины, можно двигаться к исправлению положения). Не говорит

он и о роли Сколково. А, самое главное, кроме оптимистичного

«шансы в России есть, у нас хорошая генетика» [11], не указан даже

примерный очерк перспективной модели.

Между тем и ростки нового знания, и новые кадры преподавате-

лей, и самые современные исследования — в том числе и в сфере вы-

соких технологий — как жемчуг рассыпаны в стенах отечественных

инженерных вузов. МГТУ им. Н.Э. Баумана, Технологический уни-

верситет им. Петра Великого, Московский физико-технический ин-

ститут, Томский технический университет и многие другие делают

небезуспешные попытки стать современными учебными заведения-

ми. Можно назвать, например, ставшую довольно распространенной

такую форму организации прорывной науки, как научно-образо-

вательные центры, которыми руководят молодые, талантливые

выпускники вузов, прошедшие стажировку на Западе. Центры осна-

щены самой современной техникой для проведения исследований и

НБИК-разработок. Их наличие в структуре университета позволяет

подключать к реальным разработкам студентов и аспирантов [12].

Может быть, самое главное следствие этих процессов — в формиро-

вании творческой среды, которая вдохновляет молодежь на занятия

наукой.

И все же следует понимать, что университеты существуют не в

вакууме, а в реальной социально-экономической инфраструктуре.

Преимущественно сырьевая экономика, ограниченные возможности

трудоустройства в слабо развитую (несмотря на череду деклараций)

сферу высоких технологий сдерживают рост вузов в этом направле-

нии. К кардинальным изменениям, и не в лучшую сторону с точки

зрения инженерной подготовки, привел Болонский процесс, ликви-

дировавший (за исключением некоторых, в основном оборонных,

направлений) специалитет. А бакалавры и магистры — это, скорее,

потребители, чем креативные создатели передовых технологий.

Негативную роль в подготовке школьника к вузу сыграл и преслову-

тый ЕГЭ. Система олимпиад не может компенсировать глубокие зна-

ния по математике и физике. Не способствует развитию молодежной

науки и новый статус аспирантуры, ставшей третьей ступенью обра-

зования. Теперь аспирант имеет зачетную книжку и обязан сидеть на

лекциях и сдавать множество экзаменов — вместо работы рядом с

научным руководителем, овладения интеллектуальным мастерством.

Повсеместно возникают сложности с производственными прак-

тиками прежде всего по причине ограниченной промышленной базы.

А там, где предприятия работают успешно, персонал не всегда готов