НБИК-технологии как вызов образованию
Гуманитарный вестник
# 1·2018 7
К сожалению, А. Кулешов не называет причин сложившейся в
отечественном образовании ситуации (а, как известно, лишь зная
причины, можно двигаться к исправлению положения). Не говорит
он и о роли Сколково. А, самое главное, кроме оптимистичного
«шансы в России есть, у нас хорошая генетика» [11], не указан даже
примерный очерк перспективной модели.
Между тем и ростки нового знания, и новые кадры преподавате-
лей, и самые современные исследования — в том числе и в сфере вы-
соких технологий — как жемчуг рассыпаны в стенах отечественных
инженерных вузов. МГТУ им. Н.Э. Баумана, Технологический уни-
верситет им. Петра Великого, Московский физико-технический ин-
ститут, Томский технический университет и многие другие делают
небезуспешные попытки стать современными учебными заведения-
ми. Можно назвать, например, ставшую довольно распространенной
такую форму организации прорывной науки, как научно-образо-
вательные центры, которыми руководят молодые, талантливые
выпускники вузов, прошедшие стажировку на Западе. Центры осна-
щены самой современной техникой для проведения исследований и
НБИК-разработок. Их наличие в структуре университета позволяет
подключать к реальным разработкам студентов и аспирантов [12].
Может быть, самое главное следствие этих процессов — в формиро-
вании творческой среды, которая вдохновляет молодежь на занятия
наукой.
И все же следует понимать, что университеты существуют не в
вакууме, а в реальной социально-экономической инфраструктуре.
Преимущественно сырьевая экономика, ограниченные возможности
трудоустройства в слабо развитую (несмотря на череду деклараций)
сферу высоких технологий сдерживают рост вузов в этом направле-
нии. К кардинальным изменениям, и не в лучшую сторону с точки
зрения инженерной подготовки, привел Болонский процесс, ликви-
дировавший (за исключением некоторых, в основном оборонных,
направлений) специалитет. А бакалавры и магистры — это, скорее,
потребители, чем креативные создатели передовых технологий.
Негативную роль в подготовке школьника к вузу сыграл и преслову-
тый ЕГЭ. Система олимпиад не может компенсировать глубокие зна-
ния по математике и физике. Не способствует развитию молодежной
науки и новый статус аспирантуры, ставшей третьей ступенью обра-
зования. Теперь аспирант имеет зачетную книжку и обязан сидеть на
лекциях и сдавать множество экзаменов — вместо работы рядом с
научным руководителем, овладения интеллектуальным мастерством.
Повсеместно возникают сложности с производственными прак-
тиками прежде всего по причине ограниченной промышленной базы.
А там, где предприятия работают успешно, персонал не всегда готов