Previous Page  6 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 12 Next Page
Page Background

Н.Г. Багдасарьян, В.С. Кошик

6

Гуманитарный вестник

# 1·2018

быть достигнут результат? И как должна быть организована вся си-

стема обучения и воспитания, по каким принципам выстроена ее ло-

гика, как должен быть осуществлен отбор студентов на инженерные

программы, требующие особых интеллектуальных способностей? И,

наконец, где найти преподавателей, столь компетентных в суперно-

вых направлениях науки?

Вполне понятно, почему во всем мире артикулирована потреб-

ность в смене парадигмы инженерного образования: наступила эпоха

шестого технологического уклада, постнеклассического этапа науки,

технонауки и пр. в глобальном масштабе. Разумеется, авторов статьи,

в первую очередь, волнуют процессы, происходящие на этом общем

фоне в России, и статус отечественного инженерного образования в

динамике потребностей развития российской экономики и россий-

ского общества. А здесь имеет место своя специфика, связанная с

традицией отечественного образования, особенности современного

состояния социально-экономического развития, политические мо-

менты, значимость которых также нельзя приуменьшать.

Не имея возможности в рамках настоящей статьи анализировать

весь комплекс проблем, остановимся лишь на тех, которые в той или

иной мере связаны с обозначенной темой — революционизирующим

воздействием на общество высоких технологий.

Рассматривая этот вопрос, трудно проигнорировать выступление

на губернаторских чтениях в марте 2017 г. ректора Сколковского ин-

ститута науки и технологий (Сколтех), академика РАН Александра

Кулешова под названием «Россия оказалась в ситуации 1929 г.: ин-

женеров новой формации просто некому учить». Академик приводит

шокирующие факты плачевного положения подготовки инженерных

кадров в России, делая вывод о том, что готовить специалистов надо

с другой интенсивностью и обучать другим вещам. Например, со-

промат давно уже не имеет никакой практической ценности, и в ев-

ропейских инженерных школах он давно исчез, как и черчение, низок

уровень математической подготовки даже в лучших вузах страны, в

них не используют технологии развития креативности: «На входе ин-

ституты получают самых одаренных ребят страны, а на выходе отда-

ют сырье и пр.». Вывод жесткий: «Сейчас российский инженер — это

человек, сидящий где-то на обочине проселочной дороги» [11].

Интересно, что А. Кулешов подчеркивает значимость математики

для инженерной подготовки, приведя пример Франции, где школь-

ный диплом, по словам академика, полностью покрывает по матема-

тике все российское высшее образование. Поступившего в универси-

тет французского студента два года учат только физике и математи-

ке, и лишь после этого он идет учиться инженерии [11].