Н.Г. Багдасарьян, В.С. Кошик
4
Гуманитарный вестник
# 1·2018
Из истории науки и техники известно, что новые технологии дик-
туются социальной потребностью, они обычно рождаются из опыта,
приобретенного за пределами стандартных областей, возникают чаще
в культурах, базирующихся на риске, они реагируют на экономиче-
ские стимулы (на спрос или фактор изменения цены), накапливаются с
развитием научно опосредованных коллегиальных сетей. В 1920-е гг.
придавали особое значение тому, что технологические инновации
появляются в результате новой комбинации уже существующих тех-
нологий и, как утверждал Кэмпферт, являются «композицией меха-
нических элементов, которые аккумулируются как часть социального
наследия» [6, с. 258]. Идея комбинации уже известных технологий —
несомненно, центральная в любой теории изобретения. Но до сих пор
нет ясности, как именно происходит такое комбинирование. «Воз-
никновение технологий приобретает мистический характер. Техноло-
гии всегда развиваются из некоторой центральной идеи или концеп-
ции — “метода вещи”» [6, с. 258].
Видимо, в обществах риска возникла потребность в перепроекти-
ровании человека, в создании постчеловека, потребность, однако,
еще не нашедшая удовлетворительного объяснения.
Главные вопросы, на которые предстоит ответить: каков вектор
революционных технологий в жизни современного общества? Что
они дают обществу и человеку и что отнимают? Существуют ли гра-
ницы инноваций? Кто должен их определить? Как избежать опасного
и как подготовиться к неизбежному? Чему следует и чему не следует
обучать молодежь и как система образования должна быть изменена
в перспективе? И, может быть, самое главное: кого будут обучать,
если людей заменят гуманоидные роботы?
Из этого блока трудных вопросов остановимся на последнем,
рассмотрев, какие требования критические, или конвергентные, тех-
нологии предъявляют к инженерному образованию, которое стано-
вится центральным звеном в подготовке кадров будущего.
Инженерное образование в фокусе конвергентных техноло-
гий
.
Публикуется немало работ, посвященных инженерному образо-
ванию, где разброс оценок его состояния — при общем мнении о
необходимости перемен — весьма велик. Так, ректор Санкт-
Петербургского государственного политехнического университета,
член-корреспондент РАН А.И. Рудской обращает внимание на смену
парадигмы инженерного образования, структуры содержания и мето-
дов подготовки инженерных кадров, особенно в области высоких
технологий. Он подчеркивает необходимость инженерной подготов-
ки, основанной на принципах мультидисциплинарности, достижение
которой невозможно без фундаментального знания физики и матема-
тики [7].