Previous Page  4 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 12 Next Page
Page Background

Н.Г. Багдасарьян, В.С. Кошик

4

Гуманитарный вестник

# 1·2018

Из истории науки и техники известно, что новые технологии дик-

туются социальной потребностью, они обычно рождаются из опыта,

приобретенного за пределами стандартных областей, возникают чаще

в культурах, базирующихся на риске, они реагируют на экономиче-

ские стимулы (на спрос или фактор изменения цены), накапливаются с

развитием научно опосредованных коллегиальных сетей. В 1920-е гг.

придавали особое значение тому, что технологические инновации

появляются в результате новой комбинации уже существующих тех-

нологий и, как утверждал Кэмпферт, являются «композицией меха-

нических элементов, которые аккумулируются как часть социального

наследия» [6, с. 258]. Идея комбинации уже известных технологий —

несомненно, центральная в любой теории изобретения. Но до сих пор

нет ясности, как именно происходит такое комбинирование. «Воз-

никновение технологий приобретает мистический характер. Техноло-

гии всегда развиваются из некоторой центральной идеи или концеп-

ции — “метода вещи”» [6, с. 258].

Видимо, в обществах риска возникла потребность в перепроекти-

ровании человека, в создании постчеловека, потребность, однако,

еще не нашедшая удовлетворительного объяснения.

Главные вопросы, на которые предстоит ответить: каков вектор

революционных технологий в жизни современного общества? Что

они дают обществу и человеку и что отнимают? Существуют ли гра-

ницы инноваций? Кто должен их определить? Как избежать опасного

и как подготовиться к неизбежному? Чему следует и чему не следует

обучать молодежь и как система образования должна быть изменена

в перспективе? И, может быть, самое главное: кого будут обучать,

если людей заменят гуманоидные роботы?

Из этого блока трудных вопросов остановимся на последнем,

рассмотрев, какие требования критические, или конвергентные, тех-

нологии предъявляют к инженерному образованию, которое стано-

вится центральным звеном в подготовке кадров будущего.

Инженерное образование в фокусе конвергентных техноло-

гий

.

Публикуется немало работ, посвященных инженерному образо-

ванию, где разброс оценок его состояния — при общем мнении о

необходимости перемен — весьма велик. Так, ректор Санкт-

Петербургского государственного политехнического университета,

член-корреспондент РАН А.И. Рудской обращает внимание на смену

парадигмы инженерного образования, структуры содержания и мето-

дов подготовки инженерных кадров, особенно в области высоких

технологий. Он подчеркивает необходимость инженерной подготов-

ки, основанной на принципах мультидисциплинарности, достижение

которой невозможно без фундаментального знания физики и матема-

тики [7].