НБИК-технологии как вызов образованию
Гуманитарный вестник
# 1·2018 5
О том же говорят и пишут зарубежные ученые и практики. В
частности, Киики Мокидзуки, бывший президент японской сталели-
тейной компании, ныне возглавляющий исследовательский институт
Pacific в Нью-Йорке, акцентирует внимание на том, что в эпоху ком-
пьютеризированных заводов и станков с программным управлением
математика приобрела первостепенное значение для производствен-
ного процесса. «Что же касается “мастерства”, то это слово уже не
годится, так как подразумевает умение делать что-либо своими рука-
ми: например, выжигать по дереву или работать молотком. Сего-
дняшнее “мастерство” больше связано с работой головы, а не рук» [8,
с. 79]. Общепризнанным становится суждение о том, что нарастает
конфликт между традиционной парадигмой инженерного образова-
ния (
teacher Acentered
) и альтернативной (
learner Acentered
) [9], что
требует перехода к новой модели инженерного образования. Однако
ясности и единодушия по поводу конкретной конфигурации такой
модели еще нет. Сложность в ее выработке предопределена систем-
ным характером собственно инженерной деятельности, ее диверси-
фикацией и принципиальным разнообразием, с одной стороны, и
многомерностью критериев ее оценки — с другой. Кроме традици-
онных критериев функциональности и экономических расчетов, се-
годня не обойтись без учета степени эргономичности, требований
экологии, а также этических и эстетических параметров.
Революционный характер НБИК-технологий, отвергающий тра-
диционный стиль инженерного мышления, требует мышления иного
типа — инновационного. Во всем мире идет осмысление того набора
компетенций, которыми должен обладать современный инженер.
Вот, например, перечень компетенций, сформулированный амери-
канскими коллегами:
•
умение обучаться на протяжении всей жизни (
lifetime learning
skills
);
•
умение решать задачи (
problem solving
), мыслить критически
(
critical thinking
) и творчески (
creative thinking skills
);
•
навыки межличностного общения и работы в команде (
interper-
sonal and teamwork skills
);
•
коммуникативные умения (
communicative skills
);
•
навыки самооценки (
self-assessment skills
);
•
умение интегративно и глобально мыслить (
integrative and glo-
bal thinking skills
);
•
умение реагировать на происходящие перемены (
change ma-
nagement skills
) [10].
Как видим, в этих требованиях акцент сделан как раз на развитии
инновационного мышления. Но каким образом, посредством каких
образовательных технологий, через какие предметные области может