Н.Г. Багдасарьян, В.С. Кошик
8
Гуманитарный вестник
# 1·2018
тратить время на занятия со студентами. Столь эффективный способ
постоянного обеспечения места для студенческой практики, как при-
глашение в качестве заведующего кафедрой директора соответству-
ющего предприятия или института (как это практикуется, например,
в МГТУ им. Н.Э. Баумана), вряд ли может считаться распространен-
ной нормой.
Качеству обучения студентов явно препятствует система поду-
шевого финансирования: вузы вынуждены мириться со слабыми сту-
дентами, завышая им оценки, чтобы сохранить контингент. Призывы
руководства более тщательно работать со слабыми студентами не
находят отклика у преподавателей. Увеличение учебной нагрузки до
900 часов в год на ставку, возрастание требований к публикационной
активности, уменьшение сроков повышения квалификации до трех
лет, лавинообразный рост учебно-методической документации резко
сократили возможности преподавателя и в научной, и в учебной дея-
тельности. Нет времени на организацию и проведение конференций и
круглых столов, необходимых для поддержания научных контактов
с коллегами, на тщательную подготовку к занятиям, на освоение но-
вейшей литературы, а при таком количестве студентов — на индиви-
дуальную работу с ними, поиск наиболее способных к науке.
Такая полезная в целом деятельность инженерных университе-
тов, как развитие международных связей, позволяющая лучшим сту-
дентам выезжать на стажировки за рубеж, порой становится каналом
«утечки мозгов». Одним из ярких примеров является Сколковский
институт науки и технологий (Сколтех), который принимает в маги-
стратуру выпускников ведущих технических вузов страны. Стажи-
ровка за рубеж открывает им широкие возможности.
Необходимо подчеркнуть, что конкурентоспособность государ-
ства прямо зависит от его способности создавать прорывные техно-
логии, а следовательно, и от качества инженерных кадров, нацелен-
ных на освоение и разработку перспективных направлений науки и
техники.
Не претендуя на описание исчерпывающей картины модели тех-
нического образования, обратим внимание на наиболее проблемные
моменты, которые играют кардинальную роль в подготовке совре-
менных инженеров.
Во-первых, несмотря на вполне осознанную и весьма четко арти-
кулированную необходимость междисциплинарного подхода к осво-
ению знаний, на появление в стенах вузов междисциплинарных
научно-образовательных центров, в структуре учебных планов такой
подход находит крайне слабое отражение. Инженерно-техническое
образование по-прежнему ориентировано на узкодисциплинарное
обучение, в котором блоки дисциплин — естественно-научных, тех-