Previous Page  8 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 12 Next Page
Page Background

Н.Г. Багдасарьян, В.С. Кошик

8

Гуманитарный вестник

# 1·2018

тратить время на занятия со студентами. Столь эффективный способ

постоянного обеспечения места для студенческой практики, как при-

глашение в качестве заведующего кафедрой директора соответству-

ющего предприятия или института (как это практикуется, например,

в МГТУ им. Н.Э. Баумана), вряд ли может считаться распространен-

ной нормой.

Качеству обучения студентов явно препятствует система поду-

шевого финансирования: вузы вынуждены мириться со слабыми сту-

дентами, завышая им оценки, чтобы сохранить контингент. Призывы

руководства более тщательно работать со слабыми студентами не

находят отклика у преподавателей. Увеличение учебной нагрузки до

900 часов в год на ставку, возрастание требований к публикационной

активности, уменьшение сроков повышения квалификации до трех

лет, лавинообразный рост учебно-методической документации резко

сократили возможности преподавателя и в научной, и в учебной дея-

тельности. Нет времени на организацию и проведение конференций и

круглых столов, необходимых для поддержания научных контактов

с коллегами, на тщательную подготовку к занятиям, на освоение но-

вейшей литературы, а при таком количестве студентов — на индиви-

дуальную работу с ними, поиск наиболее способных к науке.

Такая полезная в целом деятельность инженерных университе-

тов, как развитие международных связей, позволяющая лучшим сту-

дентам выезжать на стажировки за рубеж, порой становится каналом

«утечки мозгов». Одним из ярких примеров является Сколковский

институт науки и технологий (Сколтех), который принимает в маги-

стратуру выпускников ведущих технических вузов страны. Стажи-

ровка за рубеж открывает им широкие возможности.

Необходимо подчеркнуть, что конкурентоспособность государ-

ства прямо зависит от его способности создавать прорывные техно-

логии, а следовательно, и от качества инженерных кадров, нацелен-

ных на освоение и разработку перспективных направлений науки и

техники.

Не претендуя на описание исчерпывающей картины модели тех-

нического образования, обратим внимание на наиболее проблемные

моменты, которые играют кардинальную роль в подготовке совре-

менных инженеров.

Во-первых, несмотря на вполне осознанную и весьма четко арти-

кулированную необходимость междисциплинарного подхода к осво-

ению знаний, на появление в стенах вузов междисциплинарных

научно-образовательных центров, в структуре учебных планов такой

подход находит крайне слабое отражение. Инженерно-техническое

образование по-прежнему ориентировано на узкодисциплинарное

обучение, в котором блоки дисциплин — естественно-научных, тех-