1 / 12 Next Page
Information
Show Menu
1 / 12 Next Page
Page Background

НБИК-технологии как вызов образованию

Гуманитарный вестник

# 1·2018 1

УДК 101.1+130.2.62 DOI 10.18698/2306-8477-2018-1-500

НБИК-технологии как вызов образованию

© Н.Г. Багдасарьян, В.С. Кошик

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Раскрыты потенциал НБИК-технологий и перспективы революционных преобра-

зований человечества посредством конвергентных технологий. Подчеркнута зна-

чимость идеи комбинирования уже известных технологий для создания прорывно-

го эффекта в новых областях знаний. Подтверждена важность инженерного об-

разования как центрального звена в подготовке кадров будущего, рассмотрено

значение конвергентных технологий в подготовке современного инженера. Опре-

делена необходимость изменения традиционного стиля инженерного мышления на

инновационный. Аргументированы проблемы становления современного инженер-

ного образования в реалиях социально-экономической инфраструктуры России.

Указана прямая зависимость конкурентоспособности государства от его способ-

ности создавать прорывные технологии и от качества подготовки инженерных

кадров.

Ключевые слова:

НБИК-технологии, конвергентные технологии, комбинирование

технологий, прорывные технологии, инженер будущего, инженерное образование

Из божественной топки Вулкана вышли как

мечты, так и страдания рода человеческого. Сего-

дня мы разрабатываем принципиально новые ма-

шины, «скованные» из отдельных атомов. Эти

машины должны стать нашими «первичными

инструментами». Но что они принесут человече-

ству — пламя познания или ветры хаоса?

[1, с. 268]

Революционизирующее воздействие НБИК-технологий.

Нано-,

био-, инфо-, когнитивные (НБИК) технологии имеют потенциал, ко-

торого не было ни у одной из технологий, известных человечеству.

Возможность создания из атомов (т. е. почти из ничего) предметов,

необходимых людям, — от обуви до продуктов питания, зданий,

оружия и прочего — равнозначна тому, что могли создавать только

боги. То, что человек становится способен проникнуть в квантовый,

невидимый обычному глазу мир, потрясает. В Учебно-научном цен-

тре нанотехнологий МГТУ им. Н.Э. Баумана находится атомно-силовой

микроскоп. На экране компьютера, связанного с ним, — белые сферы-

шарики, как мячики для пинг-понга. Это атомы на поверхности образца.

С помощью курсора ими можно управлять с целью решения нужных

для промышленности (или медицины, или других областей) задач.