НБИК-технологии как вызов образованию
Гуманитарный вестник
# 1·2018 1
УДК 101.1+130.2.62 DOI 10.18698/2306-8477-2018-1-500
НБИК-технологии как вызов образованию
© Н.Г. Багдасарьян, В.С. Кошик
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Раскрыты потенциал НБИК-технологий и перспективы революционных преобра-
зований человечества посредством конвергентных технологий. Подчеркнута зна-
чимость идеи комбинирования уже известных технологий для создания прорывно-
го эффекта в новых областях знаний. Подтверждена важность инженерного об-
разования как центрального звена в подготовке кадров будущего, рассмотрено
значение конвергентных технологий в подготовке современного инженера. Опре-
делена необходимость изменения традиционного стиля инженерного мышления на
инновационный. Аргументированы проблемы становления современного инженер-
ного образования в реалиях социально-экономической инфраструктуры России.
Указана прямая зависимость конкурентоспособности государства от его способ-
ности создавать прорывные технологии и от качества подготовки инженерных
кадров.
Ключевые слова:
НБИК-технологии, конвергентные технологии, комбинирование
технологий, прорывные технологии, инженер будущего, инженерное образование
Из божественной топки Вулкана вышли как
мечты, так и страдания рода человеческого. Сего-
дня мы разрабатываем принципиально новые ма-
шины, «скованные» из отдельных атомов. Эти
машины должны стать нашими «первичными
инструментами». Но что они принесут человече-
ству — пламя познания или ветры хаоса?
[1, с. 268]
Революционизирующее воздействие НБИК-технологий.
Нано-,
био-, инфо-, когнитивные (НБИК) технологии имеют потенциал, ко-
торого не было ни у одной из технологий, известных человечеству.
Возможность создания из атомов (т. е. почти из ничего) предметов,
необходимых людям, — от обуви до продуктов питания, зданий,
оружия и прочего — равнозначна тому, что могли создавать только
боги. То, что человек становится способен проникнуть в квантовый,
невидимый обычному глазу мир, потрясает. В Учебно-научном цен-
тре нанотехнологий МГТУ им. Н.Э. Баумана находится атомно-силовой
микроскоп. На экране компьютера, связанного с ним, — белые сферы-
шарики, как мячики для пинг-понга. Это атомы на поверхности образца.
С помощью курсора ими можно управлять с целью решения нужных
для промышленности (или медицины, или других областей) задач.