Мобильное обучение в информационно-образовательной среде вуза
Гуманитарный вестник
# 12·2017 5
Для проведения эксперимента автор разработал базу тестов и
разместил ее в Google Forms. Тестирующая программа включала за-
дания трех типов: а) на поставленный вопрос дать один правильный
ответ; б) выбрать несколько вариантов ответа; в) предложить соб-
ственный ответ.
Участники эксперимента были разделены на две группы. Первая
группа выполняла контрольные задания в учебной аудитории, ис-
пользуя персональные мобильные устройства. В рамках информаци-
онно-образовательного пространства на базе Google Forms каждый
студент самостоятельно выполнял полученные задания.
Рубежный контроль для второй группы проводился в удаленном
режиме во внеаудиторное время. Студенты имели возможность дело-
вого взаимодействия друг с другом для совместного принятия реше-
ний. Эксперимент по оценке индивидуальных достижений студентов
развеял миф о наиболее эффективной форме контроля знаний, полу-
ченной при индивидуальном выполнении студентами текущих кон-
трольных работ. Казалось бы, имея большие информационные и
коммуникативные возможности, экспериментальная группа должна
была выполнить задания лучше и получить более высокие оценочные
результаты. Но эффект выполнения рубежного контроля оказался
практически одинаковым в обеих группах: в контрольной группе ко-
личество студентов, усвоивших материал на «хорошо» и «отлично»,
составило 83,6 %, в экспериментальной — 84,7 %. Последующее ан-
кетирование участников эксперимента, который был проведен 4 раза,
беседы автора со студентами и анализ полученных результатов поз-
волили оценить преимущества использования мобильных технологий
в учебном процессе и прийти к следующим выводам.
1.
Рубежный контроль в стенах университета и за его пределами
дает практически одинаковые показатели уровня усвоения обучаю-
щимися теоретического материала. Это подтверждает возможность
расширения информационно-образовательного пространства вуза за
счет проведения контрольных мероприятий в неформальной обста-
новке в удобное для студентов время и дает возможность, с одной
стороны, получить дополнительное аудиторное время для практиче-
ских занятий, индивидуальных и групповых консультаций, мастер-
классов, а с другой — обеспечить экономное использование ауди-
торного фонда университета за счет проведения оценочных процедур
за пределами аудиторий.
2.
Рубежный контроль, проводимый с помощью мобильных
устройств во внеучебное время, уменьшает учебную нагрузку сту-
дентов, повышает эмоциональное восприятие изучаемого материала,
снижает уровень стресса, развивает навыки самоорганизации и само-
развития. Изменяется восприятие студентами образовательного