Г.К. Девлет-Гельды
2
Гуманитарный вестник
# 12·2017
•
включение в лекционные занятия сведений по актуальным во-
просам и проблемам современной жизни, оценке текущих политиче-
ских, экономических и культурных событий в мире и в стране;
•
возможность прямого общения со студентами в случае появле-
ния у последних потребности в уточнении или получении дополни-
тельных сведений по рассматриваемым темам;
•
использование интерактивных форм проведения занятий, повы-
шающих степень усвоения слушателями теоретического материала;
•
визуальный контроль над аудиторией, предоставляющий воз-
можность коррекции стиля, темпа изложения материала, повторения
узловых моментов темы, использования шутки, афоризма для эмоци-
ональной разрядки и короткого отдыха.
Как известно, человек познает окружающий мир с помощью орга-
нов чувств, при этом около 80 % информации воспринимается органами
зрения. Отсюда очевидно, что повысить эффективность восприятия
лекции и усвоения информации можно, используя разнообразные при-
емы и средства, среди которых информационно-коммуникационные
технологии (ИКТ), e-learning, мобильное обучение, средства мульти-
медиа, сочетающие в себе большую палитру методических и дидак-
тических возможностей обучения. Названные подходы не заменяют
традиционное обучение, а дополняют его, так как обладают несколь-
кими достоинствами, которых оно лишено. Это технологичность, ди-
намичность, наглядность, доступность, индивидуальность.
Наибольшей простотой внедрения в традиционную систему обра-
зования и придания ей нового качества обладает, по мнению автора,
мобильное обучение, которое в последние годы получает все более
широкое распространение в российском образовании.
Согласно Национальному стандарту Российской Федерации
«Информационно-коммуникационные технологии в образовании:
термины и определения» (ГОСТ Р 52653–2006, п. 3.2.4), мобильное
обучение (mobile learning, m-learning) представляет собой «электрон-
ное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное ме-
стоположением или изменением местоположения учащихся» [1]. Це-
лесообразность активного расширения мобильного обучения связана
со следующими обстоятельствами:
•
в текущих экономических условиях и при внешнеэкономиче-
ских рисках темпы роста расходов государства на образование оста-
ются весьма скромными. Это делает невозможным на высоком
уровне обеспечить техническую оснащенность всех российских
высших учебных заведений, предоставить обучающимся высокоско-
ростной доступ к электронным библиотекам и научным образова-
тельным центрам. Использование в учебном процессе мобильных
устройств снижает стоимость применения информационных техно-