Мобильное обучение в информационно-образовательной среде вуза
Гуманитарный вестник
# 12·2017 3
логий, так как уменьшает расходы вузов на оснащение аудиторий
компьютерной техникой, содержание штата специалистов по ее об-
служиванию, приобретение программного обеспечения;
•
переход на трехуровневую ступень высшего образования по-
вышает его продолжительность, а значит, увеличивается число сту-
дентов, совмещающих учебу с работой, что приводит к вынужденно-
му сокращению обучающимися времени на аудиторную общетеоре-
тическую подготовку. В этих условиях мобильное обучение
становится надежным информационным средством поддержки учеб-
ного процесса и управляемого интерактивного самообучения, так как
студенты без ограничений во времени и пространстве получают воз-
можность доступа к учебным текстам, контрольным заданиям, адми-
нистративным распоряжениям и т. п.;
•
высокие темпы научно-технического прогресса (достаточно
сказать, что первый портативный компьютер появился в 1972 г., пер-
вый стационарный ПК — в 1981 г., беспроводная сеть Интернета треть-
его поколения (3G) — в 2002 г., iPhone — в 2007 г., Google Android —
в 2008 г.) и ускорение ритма жизни ведут к появлению новых по-
требностей людей. Одна из них — желание иметь быстрый доступ к
информации и получению знаний, а также быстрый обмен ими. Эту
возможность — активно использовать различные информационные и
коммуникационные технологии для реализации учебных материалов —
предоставляет мобильное обучение.
Задача, стоящая перед преподавателями вузов, — превратить мо-
бильные устройства в активно используемый инструмент образова-
тельного процесса. Основаниями этого являются: наличие в учебном
заведении информационно-обучающей среды и инновационных об-
разовательных ресурсов, беспроводной доступ в Интернет, ИКТ-
компетенции, которыми владеют преподаватели, восприятие студента-
ми цифрового взаимодействия с преподавателем как закономерного
этапа образовательного процесса, а также способность обучающихся
гибко и адекватно реагировать на изменения в устоявшейся практике
организации образовательного процесса и легко адаптироваться к
использованию новых подходов и технологий [2].
Для выяснения информационно-коммуникативной компетенции
первокурсников и их отношения к применению мобильных устройств
в учебном процессе на факультете «Инженерный бизнес и менедж-
мент» (ИБМ) МГТУ им. Н.Э. Баумана в 2016/2017 учебном году бы-
ло проведено анкетирование 320 студентов. Если в 2016 г., по дан-
ным Всероссийского Омнибуса GfK, 46,6 % российской интернет-
аудитории пользовались смартфонами и планшетами [3], то среди
молодежной аудитории МГТУ им. Н.Э. Баумана этот показатель со-
ставил 98,6 %. Помимо смартфонов и планшетов, 63,3 % студентов
имеют ноутбуки, 8,8 % — умные часы, 5,4 % — электронные книги.